Китайская программа обновления флота в начале 10-х годов 20 века отозвалась даже на Адриатике. Кое-какие заказы перепали и корабелам Австро-Венгерской империи. В 1912 году Китай разместил заказ на один эсминец с австрийской верфи Stabilimento Tecnico Triestino (STT) из Триеста . Корабль получил имя Lung Tuan ( 龍 湍 ) и строился по типу австрийской серии эсминцев типа Huszár (1905-1911) с некоторыми изменениями. Китайцев подкупила низкая цена-австрийцы просили всего £ 16 500 . И в 1913 китайцы дополнительно заказали STT еще 12 эсминцев.
После объявления Австро-Венгрией войны Сербии 1 августа 1914 строящийся эсминец был захвачен Австро-Венгрией и отбуксирован в Полу, где был перевооружен австрийской артиллерией.В австрийском флоте он служил под именем-"Варасдинер"-в честь округа в Хорватии.Предыдущее китайское название конечно было поэтичнее-что то типа "Прыгающий Дракон".
SMS Warasdiner ( до 1914- Lung Tuan 龍 湍 ) :СТТ, Триест заложен в апреле 1911 года и спущен на воду 1 июля 1912 года(по др. данным заложен в 1912 году и спущен на воду в 1913 году). Переименованный в Варасдинер , корабль поступил на вооружение австро-венгерского флота 10 сентября 1914 года. После войны в 1920 корабль был передан Италии и сдан на слом.
Водоизмещение составило 386 тонн(380 тонн ) и грузоподъемностью 400 т (390 тонн) длину 68 метров по ватерлинии и 67 метров между перпендикулярами , с шириной 6,2 метра и осадкой 1,7 метра
Двигатели-две паровые машины с тройным расширением ,четыре котла Yarrow , мощностью 6000 л.с. , 2 винта, скорость 30 узлов .
Вооружение- 2 12-фунтовые 76,2 мм (3,00 дюйма) и 4 3-фунтовые 47-мм пушками, британского производства Армстронг Уитворт, 2 18-дюймовых (46 см) торпедных трубы .
После захвата эсминца австрийцы перевооружили его на свою артиллерию.
Водоизмещение:389 тонн (395 т)Длина:68,4 м ,ширина :6,3 м ,осадка :1,9 м .Двигатели-6000 л.с. ,Скорость:30 узлов.Экипаж :75 человек. Вооружение:6 × 66 мм (2,6 дюйма)-2 L / 45 Skoda и 4 L / 30 .Торпедные аппараты 4 × 45 см (18 дюймов)
- 66 мм орудия в справочниках часто обозначают как 70 мм.
Lung Tuan по конструкции повторял австрийские эсминцы типа Huszár ,оснащался такими же паровыми машинами,но за счет некоторого облегчения конструкции показал скорость 30 узлов против 28 у Huszár . Отличия с прототипом в вооружении были обусловлены стремлением китайских заказчиков унифицировать флотскую артиллерию по британскому образцу. Поэтому корабль ожидал заказанные у "Армстронга" пушки.
Но не дождался. Австрийцы поставили свои "Шкоды".
Варасдинер отслужил до конца Первой мировой войны. 18–19 июня 1915 года австро-венгерский военно-морской флот провел серию рейдов по городам итальянского побережья Адриатического моря, при этом 19 июня Варасдинер обстрелял Монополи к юго-востоку от Бари . 5 декабря 1915 года Варасдинер возвращаясь из другого рейда на побережье Италии, потопил французскую подводную лодку Френель , которая села на мель у Каттаро . 2 августа 1916 года Warasdiner с однотипным Wildfang возвращались с бомбардировки итальянского города Мольфетта,когда столкнулись с французскими эсминцами Bisson , Commandant Bory и итальянскими эсминцами Ardito и Impavido . Французские и итальянские эсминцы отправились в погоне за австро-венгерскими кораблями , но прервали погоню , когда встречать австрийские эсминцы из Каттаро вышли крейсер Aspern и 2 миноносца.
После войны при разделе флота бывший китаец достался итальянцам ,которые в 1920 пустили его на слом.
Интересная судьба вышла у небольшого и устаревшего еще при закладке корабля. И под китайским флагом побывал и повоевал поболее и поуспешнее огромных дредноутов. А мораль такова-строить корабли надо на своих верфях-тогда их никто не реквизирует.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам