О природе, жизни и личном опыте через призму изумрудного цвета
Художник, киноактёр и журналист Савва Савельев последние несколько лет работает с изумрудным цветом: он исследует его природу и синхронизирует с текстами. Савва цитирует древнеримского писателя Плиния Старшего, который в своей «Естественной истории» утверждал, что «зелень деревьев доставляет большое удовольствие, но с зеленью изумруда не может сравниться ни один предмет».
Цвет в работах Савельева предстаёт в форме художественного объекта, существа, вступающего во взаимоотношения и живой диалог с другими «существами» картины. Так, например, белый становится цветом фарфоровых статуэток и скульптур, погружённых в идеальное изумрудное пространство. В данном случае форма может подчёркивать значение цвета, а может, наоборот, притуплять его.
В изумрудных прудах обитают рыбы с единорогами, олени, лошади, люди с пакетами на головах и агнцы. Все объекты, так или иначе, связаны с жизнью и природой. Центральные работы экспозиции «Ваше всё – наше ничто» и «Весна» затрагивают актуальную тему ресайклинга: они представляют собой бытовые предметы – советские плюшевые ковры. Сам художник называет эти работы «мирными транспарантами», в которых агрессивный красный заменён на «библейский зелёный», а текст «ваше всё – наше ничто», приобретает совершенно иную интонацию. Объекты несут в себе призывы, но не угрожающие, насильственные, а созидательные, заставляющие задуматься о жизненных ценностях.
Как журналист, Савва в своих работах мастерски использует слово в качестве приёма для выражения. В работе «Всё происходило именно так, как Гене рассказывала сестра» художник соединяет слово, форму и цвет, что в совокупности образует полноценную историю пережитого личного опыта. Картина «Слышно» одним только словом вызывает у человека звуковые ассоциации и моментально объясняет чувственную суть.
Картины «Кому достанутся все труды мои?» и «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?» – это всё те же «мирные транспаранты», задающие вечные вопросы из Екклизиаста. В первой работе художник прославляет не только физический труд, но и достижения человеческой мысли. Шары контрастируют с белыми фигурами, напоминающими статуи, и олицетворяют продукт творения человека. Шары – предметы неодушевлённые, но именно здесь они выглядят живыми, они шевелятся и задают ритм. Во второй картине главное вовсе не сюжет, а образы, появляющиеся при восприятии текста и изображения. Соединяя две составляющие, зритель становится своеобразным автором произведения, он создает что-то третье, совершенно новое, непредсказуемое и независимое от художника.
Выставка продлится до 9 декабря.
Оригинал публикации ищите на сайте ART FLASH
Читайте также:
ART лихорадка vol.4»: чего ждать от необычного формата арт-мероприятий
Жюри Премии Кандинского объявило победителей