"Он придет судить живых и мертвых"
Сюжет этой картины, созданной величайшим мастером эпохи Возрождения– момент, которого все христиане ждут с надеждой и страхом.
Это конец времен, начало вечности, когда смертный становится бессмертным, когда «избранные» присоединяются к Христу в его небесном царстве, а «проклятые» ввергаются в бесконечные муки ада.
Какая непростая задача: визуализировать финал земного существования – и, более того, сделать это в Сикстинской капелле, частной капелле папского двора, где важнейшие представители церкви собирались на праздничные литургии, и где—по сей день—Коллегия кардиналов собирается, чтобы избрать следующего папу.
Ни один художник в Италии XVI века не был лучше подготовлен к этой задаче, чем Микеланджело, чья роспись потолка часовни в 1512 году окончательно закрепила за ним репутацию величайшего мастера «человеческой фигуры» — особенно мужской обнаженной.
Папа Павел III прекрасно знал об этом, поэтому он и поручил Микеланджело перекрасить алтарную стену часовни, изобразив на ней религиозный сюжет «Страшного Суда».
Историческая справка
«Страшный Суд» был одним из первых произведений искусства, заказанных Павлом III после его избрания на папский престол в 1534 году. Церковь, которую он унаследовал, переживала кризис; разграбление Рима (1527) все еще было для всех слишком «свежим» воспоминанием.
Павел стремился не только устранить многочисленные «злоупотребления», вызвавшие протестантскую Реформацию, но и утвердить легитимность Католической Церкви и ортодоксальность ее доктрин (включая институт папства).
И визуальные искусства должны были сыграть в этом ключевую роль.
В целом, можно сказать, что роспись Сикстинской капеллы заключает в себе «историю спасения».
Она начинается с сотворения Богом мира и его Завета с народом Израильским (изображенного в ветхозаветных сценах на потолке и южной стене) и продолжается земной жизнью Христа (на северной стене).
Добавление «последнего приговора» завершило повествование.
Анализ картины
«Страшный суд» Микеланджело - одно из самых ярких воплощений этого сюжета в истории христианского искусства.
Более 300 мускулистых фигур, в бесконечном разнообразии динамичных поз, заполняют стену до самых краев.
В отличие от сцен на стенах и потолке, «Страшный суд» не связан расписной рамкой. Он всеохватывает и расширяется за пределы поля зрения зрителя.
Несмотря на «плотность» рисунков, композиция четко организована в ярусы и квадранты, с подгруппами и наиболее значимыми парами, которые облегчают разборчивость фрески.
В целом, она «поднимается» слева и несколько «опускается» справа, напоминая весы, используемые для «взвешивания душ» во многих изображениях Страшного Суда.
Христос - это точка опоры этой сложной композиции. Мощная, мускулистая фигура - он делает шаг вперед извивающимся жестом, который приводит в движение последнюю «сортировку» душ (проклятых слева от него и благословенных справа).
Под его поднятой рукой покоится Дева Мария. Микеланджело сменил ее позу с открытой мольбы о спасении человечества, изображенной на подготовительном рисунке, на покорность суду Христа.
Время заступничества закончилось. Приговор уже вынесен.
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!