Здравствуйте, уважаемые читатели. Почти два месяца назад я опубликовал первый обзор произведений советской фантастики. В нем рассказал о двух повестях маститых авторов – Владимира Савченко и Сергея Павлова, а также очень занимательный шуточный рассказ Ильи Варшавского, «Петля гистерезиса».
Героями повестей того обзора были ученые, смело бросающиеся на разгадку тайн мироздания, в прорыв, исследовательский поиск. Герои Савченко познают альтернативные реальности, а герои повести С. Павлова пытаются раздвинуть человеческие границы, постичь технологии перемещения в гиперпространстве.
И вот, берясь за еще один, аналогичный обзор, мне захотелось окончательно раскрыть тему ученых в советской фантастике. Сделать, что называется, завершающий штрих. В общем, думаю стоит поговорить о замечательной повести Аркадия и Бориса Стругацких «За миллиард лет до конца света».
А. и Б. Стругацкие. "За миллиард лет до конца света".
Читая обзор этого произведения, любители фантастики возможно зададутся вопросом - а что, не нашел ничего лучшего, чем писать о самом известном?! Думал про это, но решил, что как штрих тематики ученых и научного поиска должен написать про данное произведение.
Фантастики в современное время много, всего прочесть невозможно, уверен – есть такие люди, кто и не читал «За миллиард лет до конца света», а есть, кто даже и не слышал. Для них очень коротко о сюжете повести.
Дмитрий Малянов, ученый астрофизик, работает над темой «Взаимодействие звёзд с диффузной материей в Галактике». Работа обещает вылиться в крупное открытие и настоящий прорыв в науке. Семья астрофизика Малянова, пребывает в отпуске, ничто не мешает ему плотно погрузится в тему.
Но, вдруг начинают происходить странные и необъяснимые вещи. События накатываются как снежный ком и как оказывается, главная причина в том, что-бы Дмитрий не мог дальше работать.
Почему так? Рассказывать не буду, отмечу лишь что сюжет очень нетривиален как для того времени, так и для современной фантастики. Ничего такого даже близко в современной литературе увы нет.
Мастерски, фантасты накручивают напряжение с каждой страницей. И становиться действительно и жутковато, и немного тоскливо что-ли.
Короткими штрихами, мимоходом, через бытовые детали, раскрываются характеры героев повести, почти шаблонного интеллигента Малянова, эгоцентричного Вайнгартена (не дотягивает конечно до звания «жлоб», так, небольшие замашки), блестящего Вечеровского.
В общем, не буду далее о сюжете, ребят – кто не читал, настоятельно рекомендую, как минимум не пожалеете.
Пару собственных выводов по книге. Сложно конечно, тут сказать что-то новое. Каждый найдет в повести свое. Ностальгирующий по тем временам, укажет про светлую сторону книги, мол, про науку, про прогресс, про выбор.
Любители борьбы с Системой, «тоталитарными советами» и т.п., тоже могут пару – тройку слов сказать. Да и сами Стругацкие, что-то такое говорили. Почему бы при желании и с этой стороны не подойти к повести. Чем бы дитя не тешилась… Не вижу ничего страшного.
Ну и так далее. Что касается меня, то я бы отметил общие достоинства повести – отменный сюжет и умение авторов писать. Но кроме этого, мне нравится тот факт, что все же это литература прошлого. Поясню – литература периода индустриальной эпохи модернизма. Когда главным был результат, идея. Боюсь, современная литература, в наше время, когда главное это картинка, процесс, действие, скомкала бы весь трагизм.
Пофантазирую. Современные маляновы, вечеровские и вайнгартены затеяли бы тихую борьбу с мирозданием, мол работаем, но по чуть-чуть, не будим лихо. А далее – продолжение следует «За миллиард лет -2. Два миллиарда». Такой вот постмодернизм. Чисто мои субъективные мысли по повести.
Ю. Брайдер, Н. Чадович. «Евангелие от Тимофея».
Отойдем от тематики ученых, их поиска, их выбора. Давайте вспомним и иную советскую фантастику, не времен метаний физиков и лириков, несколько рефлексирующих на тему Системы (как и положено интеллигентам), но в целом, занимающихся своим любимым делом.
Поздняя советская фантастика. Роман белорусского тандема фантастов Юрия Брайдера и Николая Чадовича «Еванглеие от Тимофея». Жесткая социальная фантастика, прикрытая тонким флером параллельного, почти фэнтэзийного мира.
Землянин попадает в другой мир, главную часть которого составляют огромные деревья. Не просто огромные, а гигантские деревья – занебники. Каждое из них со всеми ветвями и пр. по площади составляет целые страны и города. На ветвях занебников живут люди, растения и животные. Растят урожаи и пр. Но жизнь не очень ценится в таких местах. А уж про свободу и личность и говорить не приходится.
Откровенно жестокое социальное устройство на одном из занебников строят под религиозным авторитетом некоего Тимофея. Кто же он?! Мифологический герой или божество?! И почему его имя так напоминает наше земное?!
Все это предстоит выяснить нашему соотечественнику, в компании бывшего бродячего музыканта, скомороха и певца Головастика, бывшего чиновника Ягана и жителя темных болот под сенью занебников – болотника Шатуна. Их ждут большие и опасные приключения, вовсе не наполненные радостью. Их ждет битва за справедливость. Им предстоит узнать цену справедливости. Ну а пока, они каторжники и во славу Тимофея валят одну из гигантских ветвей занебника.
В романе по стилистике и духу конечно ощущаются позднеперестроечные времена (издан он в 1991 году). Однако, что являлось мотивацией авторов – реакция на действительность окружающую их или иные мотивы я сказать не могу. Могу же написать следующее, вернее повторить – роман, великолепный образчик социальной фантастики, умело соединенной с приключениями в очень странном мире. Конечно же тоже советую всем прочесть эту книгу.
Ну а у меня на сегодня все. Читайте фантастику вообще, и советскую фантастику в частности, как минимум это очень умная литература.
Подобные обзоры на канале: Обзоры советской фантастики