Найти тему
Первым делом самолёты

МС-21 и его стеклянная кабина

Давайте вспомним, как выглядели панели приборов самолётов прошлого века на примере Як-40, который стал первым реактивным самолётом для региональных перевозок. Приборное оборудование Як-40 является типичным оборудованием - это стрелочные, аналоговые приборы, много сигнализаторов, лампочек. Пилотажная группа для левого и правого пилота, группа контроля силовой установки. Хорошо эргономически выверенное расположение приборов по своим местам позволило в то время сократить экипаж до трёх человек.

Конечно, это была не стеклянная кабина, такая глубина автоматизации присущая современным самолётам здесь была недоступна, приходилось многое анализировать, все логические связи и вычисления выполнял пилот. После перехода на цифру компьютеры всё больше и больше начали применять в управление самолётом. на смену аналоговым кабинам пришли стеклянные.

Общий вид кабины пилотов МС-21
Общий вид кабины пилотов МС-21

Как раз такая установлена в МС-21, она потому так и называется стеклянная, поскольку здесь напрочь отсутствуют аналоговые приборы на механической основе. Вместо них несколько ЖК-индикаторов с различной информацией - навигационной, пилотажной, информацией по работе двигателей и fly management system.В

Вся информация выводится на дисплеи
Вся информация выводится на дисплеи

В МС-21 принята концепция системы управления с помощью ручного указательного устройства ввода в компьютер информации (трекбола) - это как работа с мышкой на домашнем компьютере. Строить логические цепочки и производить сложные операции как в кабинах с механическими приборами здесь не нужно - вся информация подготавливается и выдаётся в нужном виде и практически не требует каких-либо вычислений в уме.

Бортовой компьютер способен на основе информации с различных систем произвести анализ и выдать пилоту интегрированный сигнал, что предпочтительно сделать в той или иной ситуации. При отказе той или иной системы другая берёт на себя часть функций неисправной системы, но несмотря на высокую надёжность систем, практически каждая из них продублирована.

Комфортные и удобные кресла пилотов
Комфортные и удобные кресла пилотов

Кабина экипажа достаточно просторная и комфортная, удобные кресла для пилотов и даже есть подстаканники, чтобы в длительном полёте выпить чашечку кофе. С появлением стеклянной кабины нагрузка на экипаж существенно снизилась, самолёты становятся всё более безопасными, комфортными и умными. Так и глядишь скоро в небе появятся пассажирские беспилотники.

Наука
7 млн интересуются