Технический прогресс идет вперед. А на снегоходы по-прежнему ставят только простые четырехтактные или двухтактные бензиновые моторы. Однако в автомобильном мире современные турбодизели составляют серьезную конкуренцию бензиновым двигателям. На первый взгляд, кажется, все преимущества дизеля кажутся очевидными.
Дизель имеет небольшой расход топлива, сумасшедшие показатели крутящего момента. Из-за низкой температуры в камере сгорания и небольших рабочих оборотов дизели обладают и солидным запасом ресурса. Однако на снегоходах по-прежнему применяются только бензиновые двигатели. Давайте разбираться почему дизель и снегоход несовместимы:
1. Вес. Снегоход конструкторы стремятся сделать максимально легким. Избыточная масса затрудняет управление машиной. Чем тяжелее снегоход, тем большее давление оказывает на снег. Как следствие проходимость снижается. Дизельный двигатель по массе существенно тяжелее бензинового. Из-за чего?
Тяжелая поршневая, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор, тяжеленный выпускной коллектор, охладитель наддувочного воздуха и система очистки выхлопа. Все это вместе создает огромную прибавку в массе. Прибавка в мощности и крутящем моменте становится неоправданной из-за ухудшения развесовки всей машины.
прыск высокого давления в со
2. Ремонтопригодность и живучесть. Топливная аппаратура высокого давления, сложная система управления двигателем с большим количеством датчиков, турбонаддув, электронный контроль всех параметров. Все это существенно снижает ремонтопригодность и живучесть техники. Изначально дизель хорош для утилитарных машин. Но какой с него толк, если при малейшей ошибке (например из за плохого топлива) его не продиагностировать без компьютера и специфических знаний устройства и работы дизеля? Соответственно эксплуатация вдали от цивилизации становится невозможной.
3. Топливо. Для запуска современно дизеля очень важно, чтобы топливо имело допустимую текучесть при низких температурах. В противном случае оно перестает прокачиваться через топливную систему и холодный пуск становится невозможен. Россия не может обеспечить снегоходчиков качественной арктической соляркой вдали от цивилизации. А даже если таковая найдется, то это топливо будет губительным для нежной топливной аппаратуры современного дизеля. Вся топливная система впрыска высокого давления смазывается именно дизтопливом.
Работать на слитой с Камаза солярке, конечно, современный дизель работать будет. Однако это вскоре приведет к дорогостоящему ремонту или к появлению ошибок и переходу в аварийный режим, который без специального оборудования не продиагностировать.
Подведем итог. Современные дизели с приличными показателями и широким рабочим диапазоном не применимы на снегоходе по причине больших требований к качеству топлива, избыточного веса, сложной конструкции. Конечно, есть простые дизели с простым механическим ТНВД, для которых качество топлива не является проблемой. Но такие двигатели все равно сложнее бензиновых по устройству и проигрывают им по всем эксплуатационным характеристикам.
Напишите пожалуйста в комментариях, какой тип двигателя предпочитаете не только на снегоходе, но и на личном автомобиле.