💟 Имя "музы русского авангарда" и "главной фам фаталь двадцатого века" затрепано до невозможного. Уже давно разобрали на первоэлементы и ее саму, от рыжих волос до чрезмерно тонких ножек, и любовный треугольник, и съемки в кино, и громкие романы, но интерес не утихает. Что такого было в этой странной некрасивой женщине, что позволило ей устоять перед всеми бурями века и влюбить в себя Маяковского, Пунина, Кулешова, в чем секрет и где формула, мы тоже так хотим. Пишут о Л. Ю. много, но в основном, к сожалению, пасквили о ненасытной вампирше, высосавшей из Маяковского "реношку", наряды и деньги на варенье. Когда-то для списка книг, посвященных Брикам, я завела отдельный файлик (писала диплом о любовной поэзии Маяковского, без Лили Юрьевны никак): наукообразное, научпоп, биографическое, интервью, вплоть до бульварного чтива. Вот что любопытного можно оттуда вытащить.
💟 Лиля Брик, "Пристрастные рассказы". Свой дневник Л. Ю. не один раз переписывала и пропалывала - и в личных целях, и из соображений безопасности: в середине и конце 30-х к содержанию писем и дневников стоило относиться с максимальным вниманием. Часть записей до сих пор недоступна широкой публике и пылится в архиве - запрет на публикацию сначала наложен самой Лилей Брик, затем продлен ее душеприказчиками. Интересно, что "подзамочным" стал дневник времен ее отрочества и юности. А в "Пристрастных рассказах" всего понемногу: воспоминания о людях, ежедневные рутинные записи - где была, что читала, с кем разговаривала, зарисовки поездок в Париж в 60-е. Разной степени информативности, но главное - ее интонации, ее голос можно расслышать.
💟 Василий Катанян, "Прикосновение к идолам", "Лиля Брик. Жизнь". Луэлла Варшавская, "Что я помню о Володе". Интервью Инны Генс. Это воспоминания, которые оставили близкие люди Лили Юрьевны. Василий Катанян - сын ее последнего супруга Василия Абгаровича Катаняна, Инна Генс - его жена, Луэлла Варшавская - дочь одного из возлюбленных Лили, Александра Краснощекова. В 1923 году Краснощекова, видного партийного функционера, посадили по обвинению в финансовых махинациях, и 13-летняя Луэлла осталась с Лилей. О б объективном и непредвзятом взгляде говорить трудно, на то и близкие, чтобы помнить и рассказывать хорошее. Зато они сберегли множество прелестных подробностей, бытовых мелочей, штрихов к портрету, да и дух эпохи вполне осязаем.
💟 Аркадий Ваксберг, "Загадка и магия Лили Брик". Вопреки идиотскому желтушному названию, очень дельная книжка. Ваксберг аккуратно анализирует факты биографии своей героини, стремится к объективности и не боится самых шекотливых вопросов: бурная юность Л. Ю., сложные отношения с сестрами Маяковского, связи четы Бриков с чекистами. Редкий случай - хорошее исследование, написанное живым языком, и читается запоем, как детектив. Катаняну эта работа по понятным причинам не понравилась.
💟 Светлана Коваленко, "Звездная дань. Женщины в судьбе Маяковского". Не только про Лилю: автор рассказала, кажется, обо всех барышнях, которыми увлекался Маяковский, начиная с ранней юности. Читала я ее давно, но помню, что занятно и симпатично написано.
💟 Книги Бенгта Янгфельдта. Шведский русист известен как первый составитель переписки Владимира Маяковского и Лили Брик ("Любовь это сердце всего" вышла в 1982 году). Конечно, что-то публиковалось и раньше, еще в хрущевскую оттепель том "Литературного наследства" под названием "Новое о Маяковском" шокировал читателей письмами пролетарского поэта, в которых фигурировали привозимые из Парижа чулки, помады и автомобильчик. И все-таки именно Янгфельдт впервые собрал воедино такое количество писем, открыток и записок. Он же написал отличную книжку "Ставка - жизнь: Владимир Маяковский и его круг". Помимо того, что очень здорово наш авангард вписан в европейскую историю, это еще и свидетельство из первых рук: Янгфельдт лично знал и Лилю Брик, и Татьяну Яковлеву, и Веронику Полонскую, и Гринкруга, и Якобсона - всех-всех-всех. Едва ли не последний ныне живущий человек, успевший поговорить с легендами эпохи.
Теперь пара слов о сочинениях, на которые деньги и время тратить категорически не нужно.
🌬 Феликс Икшин, "Лиля Брик: жизнеописание великой любовницы". Это уголовное преступление, серьезно, такое количество глупостей на страницу - рекорд. Обаятельно бредить автор не умеет, поэтому ненависть к Маяковскому и Брикам выражает в бесконечных подсчетах: сколько рублей в гонораре, сантиметров в члене, лишних кило на талии. Ну и договорился до объявления Маяковского бездарностью. Идея не нова, бедный критик Карабчиевский писал примерно о том же, но уровень несопоставим.
🌬 Елена Колина, "Не без вранья". Очень скучный пересказ известных книг о Лиле Брик. Автор берет, к примеру, цитату Галины Катанян о Л. Ю. и, не смущаясь, вкладывает эти слова в уста своей бабушки. Или вот: "У Лили рыжие волосы, огромные карие глаза", "Маяковский был очень мнительным". Да что вы говорите. Не знаю, насколько неискушенным должен быть читатель, чтобы это безболезненно переварить.
К слову. Помните, как в "Иронии судьбы" невеста Галя напоминает Лукашину, что они собирались пойти к Катанянам? Катаняны те самые: Эльдар Рязанов передал привет старому другу.