С наступлением «нулевых» в городе начались зримые перемены, чему способствовали инициативы, исходящие из обновлённого высшего эшелона краевой власти.
Новый губернатор всерьёз решил сделать Краснодар «южной столицей».
Поначалу он даже лично руководил строительными работами в стиле Петра I, и его широко шагающую фигуру, за которой семенила группа внимающих чиновников, можно было часто видеть на строительстве автодороги на Кубанской набережной.
Новых дорог тогда строили и реконструировали много, вслед за Кубанонабережной наконец закончили расширение проезжей части на проспекте Чекистов, на улицах Будённого, Селезнёва, Дзержинского и Школьной.
Вскоре здесь прошли новые троллейбусные маршруты.
На тротуарах унылый и плавящийся в летнюю жару асфальт сменила разноцветная плитка.
Парадное убранство и один из лучших фонтанов получила площадь перед театром драмы.
Благоустроили и открыли для посещения дендрарий, который почти полвека был закрыт для горожан.
Берега Затона соединил мост Поцелуев. За короткий период стало не узнать центральные парки, скверы и бульвары.
Особо следует отметить построенные в эти годы новые спортивные арены - Дворец спорта «Олимп», спортивные комплексы «Баскет-Холл» и «Ice Palace».
Параллельно с развитием общественной инфраструктуры пошло в рост и жилищное строительство, на ходу менявшее свой формат.
И хотя много лет преобладавшие в новостройках объёмно-блочные дома продолжали возводиться в не меньших количествах, их значительно потеснили монолитно-кирпичные строения всё более и более высокой этажности.
Впрочем, их архитектура, хоть и отличалась от панельного кубизма, оставалась весьма непритязательной, так как во главу угла ставилась максимально возможная отдача площади квартир, выставляемых на продажу.
Очень быстро закончились свободные площадки для застройки в прежних спальных микрорайонах, и высотки стали расти над чернозёмом бывших полей на городской границе, так появились микрорайоны Солнечный, Шоссейный, Московский, Почтовый (Новый Гидрострой) и самый крупный из них - Восточно-Кругликовский.
Новый быт горожан предполагал и иной формат досуга, который в обществе потребления должен был полностью отдаваться шопингу.
И на месте закрытых и снесённых промышленных предприятий стали расти и шириться сначала супермаркеты, затем гипермаркеты и, наконец, крупные мега-центры и мега-моллы с многозальными кинотеатрами.
Развлечения и шопинг на все вкусы под одной крышей неизменно пользовались успехом.
В какой-то момент поредела толпа, гуляющая по улице Красной в выходные дни, да и крупные городские рынки стали испытывать недостаток покупателей.
Однако к середине десятилетия новое строительство в Краснодаре стало оказывать негативное воздействие на условия жизни города.
В условиях подогретой доступными кредитами взрывной автомобилизации населения, прибывавшего за счёт новосёлов, остановившаяся в развитии сеть уличных автодорог стала задыхаться от пробок.
Особенности тогдашнего законодательства способствовали появлению в кварталах индивидуальной (частной) застройки многоэтажных домов, самовольно выстроенных со множеством нарушений элементарных строительных норм.
Апофеозом этого явления стал пресловутый музыкальный» микрорайон на севере города, ставший кубанским аналогом бразильских фавел.
В какой-то момент над городом закружился смерч всё более несуразных проектов от строительных компании, жертвами которых стали либо могли стать многие значимые городские объекты.
Пошли под снос обладавшие высокой капитальностью и достойной архитектурой здания кинотеатра «Россия» и гостиницы «Центральная», а также несколько ярких и не очень образцов дореволюционной архитектуры
(дома 9 по ул. Красина, 6 по ул. Октябрьской, N 46 по ул. Кожевенной и другие).
Руки заезжих девелоперов потянулись к одному из символов города - кинотеатру «Аврора», на месте которого уже рисовали небоскрёб в форме эйфелевой башни.
В дополнение к нему предполагались 40-50-этажные небоскрёбы в других районах города и частоколы высоток на магистральных улицах и набережных Кубани.
В кулуарах поговаривали о том, что вот-вот стройплощадки поглотят исторические здания, примыкающие с юга к перекрёстку улиц Красной и Мира.
Всем этим «великим» прожектам не суждено было воплотиться в жизнь, поскольку в конце 2008 года разразился экономический кризис.
Собственно, благодаря ему городу и удалось избежать реализации некоторых весьма сомнительных градостроительных идеи, а новому строительству обрести более-менее адекватные рамки.
Р. В. ЛЫСЯНСКИЙ, инженер-строитель