Законодателем мод в строительстве миноносных кораблей на рубеже 19-20 веков была Великобритания. Британские верфи "Ярроу" и "Торникрофт" в жесткой конкуренции строили сотни кораблей для Королевского флота и флотов других стран. В остальных морских державах наиболее удачные корабли конкурентов принимались за образец при создании собственных проектов.В историю они вошли как "английские истребители"( от англ. destroyer ) и их потомки.Первоначально предназначались в основном для истребления миноносцев и миноносок,но уничтожив "мелочь"как класс ,в итоге заняли ее место -как эскадренные миноносцы(эсминцы).Они были ,естественно ,крупнее,мореходнее и лучше вооруженней,чем потенциальные жертвы.
Для Австро-Венгрии приобщение к мировому опыту состоялось в начале 20-го века,когда 6 августа 1904 года был заключен договор с фирмой «Yarrow» на постройку эскадренного миноносца водоизмещением 400 т.
Морское ведомство Дунайской монархии еще в конце 19 века утвердило новую концепцию торпедных сил империи. Миноносцы могли быть эскадренными ,мореходными и прибрежными.
Надо отметить,что в области торпедного оружия Австро-Венгрия была не просто лидером,а фактически его родиной. Самодвижущиеся мины Уайтхеда с 1868 производились на территории империи-в Фиуме- и оттуда продавались остальным странам мира- в т.ч. Британии и России. 100% монополия. В течение нескольких последующих лет на фабрику Уайтхеда последовали заказы на приобретение торпед со стороны Франции (1872 год), Германии , Италии (1873 год), России (1874 год), Аргентины, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Норвегии, Португалии, Турции, Чили, Швеции и Японии. Россия стала шестым государством, принявшим (в 1874 году) торпеду на вооружение своего военно-морского флота.
Проект нового эсминца для австро-венгерского флота создавался на основе имеющихся наработок верфи,но с учетом требований заказчика- австрийцы хотели 27 узлов скорости, две четырехцилиндровых паровых машины тройного расширения и четыре водотрубных котла. Кроме того, фирма обязалась поставить весь комплект чертежей для организации серийного производства на заводах Австро-Венгрии.
Закладку корабля произвели осенью 1904 года,31 мая 1905 года спустили на воду и нарекли именем SMS Huszár ( SMS -сокращенная "Корабль Его Величества"),а Huszár -это в честь гусар,легкой кавалерии венгерского происхождения). 4 июля 1905 года корабль официально принят ВМС Австро-Венгрии,заказчик был доволен.Эсминец в конце июля уже прибыл на базу в Пола.
В ноябре 1904 года на основании полученных из Англии чертежей был заключен контракт на постройку 5 эсминцев с фирмой «STT» из Триеста. К концу 1907 года построены и приняты флотом SMS Ulan, SMS Streiter, SMS Wildfang, SMS Scharfschutze и SMS Uskoke. 14 сентября 1905 года заключен договор на постройку 6 эсминцев с фирмой «Danubius» из Фриуме (однако работы начались только в 1907 году). В период с 1907 по 1909 год построены SMS Turul, SMS Pandur, SMS Csikos, SMS Reka, SMS Velebit и SMS Dinara. Средняя стоимость одного корабля составила 1,5 млн. крон.
Большинство кораблей получили свои названия в честь воинских специальностей. Исключением стали SMS Turul, названного в честь мифической птицы венгерского фольклора, а также SMS Reka, SMS Velebit и SMS Dinara, названные в честь географических объектов империи.
Таким образом,с учетом головного корабля английской постройки австрийский флот должен был иметь 12 однотипных эсминцев.
Но вмешались обстоятельства .Головной эсминец 3.12.1908 разбился во время шторма недалеко от черногорского побережья . Его вооружение и часть оборудования были подняты и позже установлены на одноименном корабле, заложенном на Seearsenal 29.11.1909 в Поле. Чтобы не путать ,в литературе его называют SMS Huszár (II).
Еще один "Хуссар" попал в Императорский и Королевский флот совершенно случайно. Привлеченные низкой ценой и более-менее стандартными характеристиками кораблей этого типа, фирме «STT» из Триеста постройку эсминца заказали китайцы. Он получил имя “Лун-Туань” и отличался несколько меньшими размерами (386/400 т, осадка 1,7 м) ,зато при той же мощности развивал скорость 30 уз. С началом первой мировой войны недостроенный эсминец вошел в состав австрийского флота под названием «Варасдинер» SMS Warasdiner .О нем на канале была отдельная статья. Еще три подобных эсминца китайцы заказали на немецкой верфи.Но это совсем другая история.
В итоге с 1905 по 1911 год было построено всего 14 эсминцев типа "Хуссар".
-один погиб в 1908 при кораблекрушении
-два погибли в ходе первой мировой войны
-десять передано итальянцам и французам и пущено на слом
-один остался служить в греческом флоте до 1928 года.
тип «Хуссар» (чеш. Třída malých torpédoborců Huszár)
1. SMS "Huszár" (строит. № 1171) заложен "Yarrow & Co" в Попларе в сентябре 1904, спущен 31 мая 1905, вступил 19 сентября 1905, 3 декабря 1908 сел на камни близ Бокка ди Каттаро (недалеко от берегов Черногории) и был полностью уничтожен, исключен.
2. SMS "Ulan" (строит. № 349) заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" в Триесте 27 сентября 1905, спущен 8 апреля 1906, вступил 21 сентября 1906, исключен, в январе 1920 передан Греции, где введен как миноносец
(ΤΟΡΠΙΛΛΟΒΟΛΑ) "Smyrni" ("ΣΜΥΡΝΗ"), исключен в 1928 и в 1932 разобран на металл.
3. SMS "Streiter" (строит. № 350) заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" в Триесте 30 октября 1905, спущен 16 июня 1906, вступил 31 декабря 1906, 16 апреля 1918 затонул в северной части Адриатического моря близ Лаурана в проливе Куарнеро в точке с координатами 45.00N, 14.15E в результате столкновения с пароходом "Petka" во время эскортирования конвоя, исключен.
4. SMS "Wildfang" (строит. № 351) заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" в Триесте 7 декабря 1905, спущен 29 августа 1906, вступил 15 июня 1907, 4 июня 1917 затонул в северной части Адриатического моря западнее острова Пенеда, острова Бриони в результате подрыва на мине, исключен.
5. SMS "Scharfschütze" (строит. № 352) заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" в Триесте 12 апреля 1906, спущен 5 декабря 1906, вступил 15 сентября 1907, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
6 . SMS "Uskoke" (строит. № 353) заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" в Триесте 1 сентября 1906, спущен 20 июля 1907, вступил 31 декабря 1907, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
7. SMS "Turul" заложен "Danubius Schiffbau-u. Maschinenfabriks A. G." (с 1911 "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G") в Фиуме, спущен 9 августа 1908, вступил 31 декабря 1908, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
8. SMS "Pandur" заложен "Danubius Schiffbau-u. Maschinenfabriks A. G." (с 1911 "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G") в Фиуме, спущен 25 октября 1908, вступил 31 января 1909, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Франции, в 1920 году затонул при буксировке из Бизерты в Тулон .
9. SMS "Csikós" заложен "Danubius Schiffbau-u. Maschinenfabriks A. G." (с 1911 "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G") в Фиуме, спущен 21 января 1909, вступил 16 ноября 1909, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
10. SMS "Reka" заложен "Ganz & Co - Danubius" в Фиуме, спущен 28 апреля 1909, вступил 31 декабря 1909, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Франции, где разобран на металл в 1921.
11. SMS "Velebit" заложен "Danubius Schiffbau-u. Maschinenfabriks A. G." (с 1911 "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G") в Фиуме, спущен 24 июля 1909, вступил 31 декабря 1909, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
12. SMS "Dinara" заложен "Danubius Schiffbau-u. Maschinenfabriks A. G." (с 1911 "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G") в Фиуме,
спущен 16 октября 1909, вступил 31 декабря 1909, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
13. SMS "Huszár" SMS Huszár (II) заложен "Seearsenal" в Пола 29 ноября 1909, спущен 20 декабря 1910, вступил 8 февраля 1911, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
14. SMS "Warasdiner" (строит. № 440) китайский эсминец "Lung Tuan" заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" в Триесте 31 марта 1911, спущен 3 апреля 1912, в 1912 контракт расторгнут и снят со строительства, 28 августа 1914 куплен ВМС Австро-Венгрии и вступил 10 сентября 1914, исключен, в январе 1920 по репарациям передан Италии, где разобран на металл в 1921 в Пола.
Водоизмещение 400 т.( 390/414 т ), Длина 67 м. Ширина 6,2 м. Осадка 1,6 м. Двигатели-2 паровые машины, 4 котла Yarrow,6000 л. с. Движитель-2 винта. Скорость хода 28 узлов. Экипаж 65-70.
Вооружение-Начало службы:66-мм орудие L/45 Škoda,Конец ПМВ: 2 x 66-мм орудия L/45 Škoda. Зенитная артиллерия- Начало службы:7 x 47-мм орудия L/44 Škoda,1910 год: 5 x 66-мм орудия L/30 Škoda,Конец ПМВ: 4 x 66-мм орудия L/30 Škoda,Зенитный пулемёт. Минно-торпедное вооружение-2 (позднее 3) торпедных аппарата калибром 450 мм
Эсминцы имели удлиненный (коэффициент около 10) клепанный корпус из мягкой стали с вертикальным форштевнем и закругленной кормой.Полубак доходил до 19 шпангоута. Корпус был разделен на 11 отсеков,причем первый считался таранным. Силуэт эсминца выделялся близким расположением первых двух из четырех дымовых труб. С начала эксплуатации кораблей был выявлен серьезный недостаток в виде коротких дымовых труб. К началу Первой мировой войны трубы удлинили на всех кораблях.
Силовая установка состояла из двух четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и четырех котлов "Ярроу" мощностью около 6000- 6500 л.с., при этом корабли развивали скорость до 29 узлов. Угля хватало на 500 миль полным ходом.Экипаж кораблей по штату состоял из 70 человек, при это 5 офицеров и 65 нижних чинов. Расположение жилых помещений соответствовало германской традиции, ближе всего к корме размещались каюты унтер-офицеров, затем кондукторы, а ближе к машинам офицеры.
Вооружение состояло из одного орудия 66 мм. «7 cm. SFK L/45» и 7 пушек 45 мм./44. Орудия производились чешской фирмой «Skoda». Орудие «7 cm. SFK L/45» было принято на вооружение в 1897 году и снабжалось противоосколочным щитом 12 мм. Скорострельные 45 мм. пушки образца 1901 года монтировались на тумбовых лафетах. Одна пушка размещалась на корме, остальные по бортам. Подача боеприпасов осуществлялась вручную .Также имелось 2-х 450 мм. торпедных аппаратов. Один из торпедных аппаратов располагался на корме, второй на носу. Общий запас торпед составлял 6 штук. С 1896 года основным калибром торпед австро-венгерского флота являлся 450 мм. Торпеды образца 1905 года имели общий вес 644 кг. и несли 94 кг. заряд. В 1909 году разработана новая торпеда с увеличенным до 110 кг. зарядом, которая состояла на вооружении в период Первой мировой войны.
К моменту вступления в строй кораблей серии стало ясно, что артиллерийское вооружение не соответствует современным требованиям. В 1910 году морской отдел Военного министерства Австро-Венгрии отдал распоряжение о замене семи 45 мм./44 пушек на пять новых 66-мм./30 (7 cm. L/30 TAG), что практически вдвое увеличило огневую мощность эсминцев. Орудия производились фирмой «Skoda» в г. Пльзене. К началу Первой мировой войны все корабли были перевооружены. В начале 1915 года поднимается вопрос о замене торпедного вооружения. Предполагалось заменить торпедные аппараты на двухтрубные, однако модернизацию прошли только SMS Csikos и SMS Velebit. C 1915 года все корабли стали вооружаться 8 мм. зенитными пулеметами, которые располагались на крыше камбуза. В 1916 году корабли стали переводиться частично на нефтяное отопление. Указанная модернизация была проведена в 1917 году, для хранения жидкого топлива корабли оснащались 10 т. цистернами.
Эсминцы типа "Хуссар" вместе со своими более современными одноклассниками типа "Татра" стали основными рабочими лошадками вялой войны на Адриатике. В то время как достаточно мощные крупные корабли австрийского флота(как и французского с итальянским) отстаивались в портах,именно они занимались в основном обстрелами,набегами,борьбой с легкими силами противника.И ,соответственно,несли большие потери. "Хуссары" к началу войны уже устарели,ведущие флоты уже активно использовали эсминцы и лидеры впятеро крупнее .
«Вильдфанг» погиб на мине 4.6.1917 , «Штрейтер» — в результате столкновения с конвоируемым пароходом «Петка» 14 апреля 1918 . "Улан" в августе 1914 сопровождал несчастный крейсер "Зента" и в бою при Антивари(фактически бойне) успел уйти на полном ходу от французской эскадры.
После окончания войны ,в 1920 году,семь кораблей — «Чикош», «Динара», «Гусар», «Шарфшутце», «Турул», «Ускоке» и «Велебит» были переданы флоту Италии, «Пандур» и «Река» — Франции, «Улан» — Греции (переименован в «Смирни», нёс службу до 1928 года) . Итальянцы и французы полученные корабли отправили на слом.
Серия австрийских эсминцев типа "Хуссар" была обычными европейскими эсминцами английского типа начала 20-го века.Подобные корабли были практически во всех флотах того времени.Единственные параметры ,по которым они выделялись-внешний вид(сдвоенные передние трубы) и великолепная чешская артиллерия.После модернизации "Хуссары" с учетом качества и скорострельности орудий превосходили соперников того же класса.
Мореходность австрийских "истребителей" оценивалась как средняя,штормовую погоду они переносили плохо.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам