Российский рынок розничной торговли продолжает оставаться под давлением вот уже четвертый год подряд. На фоне снижения реальных доходов населения и падения покупательской активности, собственники торговых центров и владельцы розничных сетей отмечают непрекращающееся падение трафика.
В сегменте продуктов питания ведущие торговые сети пока держатся «в плюсе», хотя и не все - «Ашан» и «Метро» теряют выручку уже 12 кварталов подряд, «Дикси» начала «буксовать» в 2018 году, а «Лента» впервые отчиталась о снижении выручки в третьем квартале 2019 года. Темпы роста прибыли резко сократились за последние пару лет даже у «Магнита» и «Пятерочки».
Но куда плачевнее идут дела у других ритейлеров. Если из-за снижения расходов россияне стараются экономить на продуктах, они переходят на более дешевые товары и покупают со скидками, то от покупки одежды и обуви приходится отказываться совсем.
Аналитики подсчитали, что за последние три года посещаемость магазинов одежды и обуви при торговых центрах сократилась в России в среднем на 18% - это огромный провал. Для сравнения, сами ТЦ потеряли за это время около 11% трафика, что тоже немало. В магазинах электроники и бытовой техники снижение покупателей оценивается в 4%.
Получается, что люди готовы экономить на одежде, но вряд ли отказывают себе в покупке новых гаджетов и техники для дома. На самом деле, причин для таких показателей несколько:
1. Россияне одеваются по-новому
Если раньше, особенно в период расцвета в стране популярности брендов fast fashion, нормальным считалось покупать вещи на один сезон, сегодня многие предпочитают приобретать обувь и верхнюю одежду с расчетом на несколько лет.
2. Покупательский трафик постепенно перетекает в онлайн
Как и во многих других сегментах (в продуктах - в меньшей степени), на рынке модной одежды все большую долю рынке завоевывают крупные интернет-магазины. Как следствие - в традиционной рознице трафик падает, хотя и остается не сопоставимо бОльшим, чем в онлайн-каналах продаж модных брендов.
3. Предложение растет быстрее спроса
Несмотря на замедление темпов роста торговых центров в стране в последние годы, рынок продолжает принимать новые ТЦ, в том числе такие большие, как «Саларис». За последние три года обеспеченность торговыми комплексами жителей Москвы выросла на 20% - это тоже влияет на перераспределение потоков покупателей.
Эксперты задаются вопросом, что ждет рынок торговых центров, которые так активно строились в России в последние 15 лет? Если обратиться на запад, то хорошо заметно, что кризис в ритейле и влияние e-commerce постепенно «убивает» шопинг-моллы, которые были на пике популярности в начале 2000-х. В России пока с трафиком все хорошо у самых лучших - Мега (кстати, инвестировавшая огромные деньги в обновление и расширение площадей), Европейский, Метрополис, Охотный ряд не теряют клиентов. Хорошо себя чувствуют самые популярные торговые комплексы в регионах.
Остальным нужно как-то выживать. Уже не первый год идет большая волна реконцепций по всей стране. Ожидается, что на фоне снижения популярности одежных магазинов, которые занимают самые большие площади в торговых центрах, моллы будут трансформироваться и дальше. Если в последние два-три года акцент делался на развлечения и общественное питание, то теперь на смену магазинам будут все чаще приходить общественные зоны, коворкинги, сервисные центры и другие площадки. Какими будут торговые комплексы образца 2025 года - точно сказать сложно, но большие перемены не заставят себя ждать.
И все же, под самым большим давлением сегодня остаются именно магазины одежды. Если трафик в торговых центрах на падает так очевидно (а в Москве в этом году и вовсе наблюдался рост на 3%), то одежные бренды продолжают терять покупателей. За последние годы из России ушли десятки мировых брендов. А сам рынок не растет в денежном выражении уже второй год подряд.