Поиск и описание археологических объектов является первым шагом любого археологического предприятия.
Как правило, она состоит из двух этапов: кабинетная оценка и работа на местах.
В ходе камеральной оценки археологический потенциал территории можно оценить с помощью опубликованных исследований, археологических баз данных, музейных архивов, а также литературных источников или старых карт.
Точные масштабы обследования должны быть как можно точнее нанесены на карту со всеми данными, собранными в ходе камеральной оценки (топография, гидрография, растительность, археологические находки, ресурсы, поселения и пути и т.д.).
Затем можно разработать стратегию обследования и сетку обследований или, иными словами, тип обследования и степень детализации, которую необходимо достичь.
Очевидно, что эти два аспекта взаимосвязаны.
Возможно, удастся целенаправленно обследовать только один участок, о котором сообщалось ранее, но может потребоваться интенсивное обследование небольшой территории (т.е. плато, холм, берега озера, деревни или города) или обширный охват всего региона.
Этот выбор (который, вероятно, будет зависеть от общих целей операции) повлияет на материально-техническое обеспечение и сети обследований на местах.
Если целью является одно место, холм, который, например, должен был стать важным политическим центром, потребность в транспортных средствах будет ограничена, и можно представить себе обширное обследование этого района.
Однако при обследовании всего региона понадобится транспорт, и придется отбирать какую-то выборку.
Например, можно решить проводить линейную съемку каждые 5 км или 10 км.
Очевидно, что таким образом многие объекты могут ускользнуть от внимания, но в конце концов археологическая группа будет иметь представление об археологии района, не осматривая каждый квадратный метр площади.
За исключением нескольких случаев (если используется лодка или джип), полевые съемки обычно требуют много пеших прогулок.
Геодезисты ищут растительные аномалии (некоторые растения связаны с деятельностью человека), топографические аномалии (старые структуры), артефакты (часто связанные с углем), лежащие на эрозионных поверхностях, вспаханное поле и т.д.
В последнем случае участки могут быть найдены на дорожке, на поверхности деревни, на берегу реки, все что угодно, что сделает субстрат видимым.
Люди, проживающие в обследуемом районе, могут располагать важной информацией, особенно когда им стало известно о целях обследования.
Важно уметь сообщать о находках, описывать их и, возможно, собирать образцы.
В этих вопросах многое будет зависеть от средств команды, но можно проводить внеочередные исследования с небольшим количеством оборудования!
В этой главе разъясняются принципы идентификации, оценки и размещения объектов.
В нем обсуждается, как определить археологический объект и как оценить его приоритет в рамках общего планирования проекта, а также подчеркивается важность стратегии обследования и локализации объекта.
В зависимости от контекста, вопросов исследования, которые имеет в виду археолог, или типа исследуемого им объекта, эти общие принципы применяются различными способами.
Например, Альфред Жан-Поль Нданга представляет собой показательный пример того, как африканские городские районы обеспечивают хорошую основу для низкотехнологичных и низкобюджетных исследований.
Он блестяще использует Банги, столицу ЦАР, в качестве примера и подчеркивает преимущества такого рода исследования.
Рассматривая подготовку, процедуру идентификации и описание объектов, а также методологические преимущества и проблемы, с которыми он столкнулся, он показывает, как могут быть организованы археологические изыскания в трудных условиях и при ограниченных средствах.
Эггерт изучает археологию тропических лесов, рассматривая стратегии исследований, их результаты и оценку.
Он объясняет, почему и как он проводил обследования в бассейне реки Внутреннее Конго в Центральной Африке.
Хотя в конечном итоге он располагал довольно значительными средствами для достижения своих целей, его вклад объясняет, насколько эффективно с археологической точки зрения можно обследовать сильно заросшую лесом среду.
Очевидно также, что в скромных масштабах можно легко найти археологические раскопки в лесных деревнях.
Кевин Макдональд рассматривает совершенно другой тип окружающей среды: полузасушливый Сахель.
Само собой разумеется, что условия видимости очень разные, и полевые съемки могут быть подготовлены, в той или иной степени, для анализа аэрофотоснимков или спутниковых снимков.
Затем он рассматривает преимущества и недостатки обследований пешеходов и автотранспортных средств, прежде чем перейти к рассмотрению этого важнейшего вопроса:
- Что такое находка?
- Что следует записать и что необходимо собрать?