1940-е гг. Шла Вторая мировая война, Европа под лидерством России вела борьбу с фашизмом.
Как писал Сальвадор Дали, «Гитлер становился все гитлеристей». А между тем, по словам 1-го, 2-ой закончил войну именно под его влиянием. Каким образом?
Начнем с того, что Дали признавался: диктатор представляется ему весьма женственным и потому привлекательным. Так было на самом деле или наш эксцентричный художник просто пытался подобными признаниями лишний раз выделиться – сейчас сказать сложно.
Итак, это была своего рода художественная взбалмошная «влюбленность от обратного». Была ли она реальной? Вряд ли. Просто в то время было принято ПР-иться, показывая себя с необычных сторон, иной раз с самых негативных: считалось, что, чем негативнее – тем незауряднее.
А была ли эта «влюбленность» взаимной?
В своем (а в чьем же еще?..) «Дневнике гения» Дали писал, что, дескать, пошли слухи, будто Гитлеру нравятся многие картины нашего сюрреалиста. И вновь можно сказать: здесь не столько правда, сколько самореклама художника, впрочем, фактических данных об этом нет, кроме собственно слов самого Дали.
Сальвадор, чтобы пресечь эти слухи, созвал кружок сюрреалистов (под руководством Андре Бретона), где высказал свою теорию. Мол, ему лидер нацистов всегда представлялся эгоцентриком-нарциссистом и мaзoхистoм, который одержим навязчивой идеей начать войну, причем именно для того, чтобы потом эффектно проиграть ее.
А окончательная точка на гитлеризме была поставлена именно из-за Дали. Ну, как – окончательная? По словам Дали. Ну, как – точка? Крест.
По словам автора «Дневника гения», дело было так.
Дали как-то подписал свою книгу «Завоевание иррационального» лорду Дж. Бернерзу. Тот хотел подарить эту книгу фюреру. И вот, когда художник подписывал книгу, у него возникло странное чувство дежавю. Он вдруг вспомнил не к месту, как к его отцу когда-то приходили неграмотные крестьяне и, чтобы подписать какие-то бумаги, использовали крестик, ведь писать они не умели.
И вот под влиянием такого воспоминания наш сюрреалист вместо обычной своей подписи начертал в книге крест. «Когда я изображал его, у меня возникло ощущение… что совершаю нечто крайне важное, но я и не подозревал, да что там, мне и в голову не могло прийти, что именно этот знак вызовет грандиозный крах гитлеризма».
По словам этого слишком демонстративного человека с завышенной самооценкой, парой штрихов ему удалось создать некий магический символ – противоположность свастике. И именно этот магический символ помог бороться с фашизмом. «Я нарисовал… самый антисвастикианский из всех – испанский крест, исполненный дионисийский ясности». И, дескать, Гитлер, зацикленный на магии, гороскопах и т. п., увидев данный символ, понял: «баста, карапузики, кончилися танцы» и, как следствие, «в общем, все умерли».
Итак, война закончилась после того, как глава Третьего рейха увидел дионисийский крест, «магический талисман, который привел к тому, что Гитлер проиграл войну или, во всяком случае, последнее, решающее сражение». Тогда он понял, что его песенка спета…
Как можно оценить сказанное?
У Дали не было четко выраженных психических отклонений, если вдруг вы об этом подумали. Но тогда откуда такая слишком сложная, явно надуманная и, безусловно, чересчур самовлюбленная теория?
С одной стороны, это, конечно, было еще одним нюансом для саморекламы нашего эксцентричного художника.
С другой стороны, время было такое, что людям хотелось в войне поучаствовать, победить мировое зло. Пусть даже не в окопах и таким вот замысловатым путем.
С 3-ей стороны, атмосфера, ментальность той эпохи были такими: люди пытались выделиться из серой массы всеми способами, это было интересно, это была игра жизни, а Сальвадор Дали был тем еще хомо люденсом…
Вот в результате и возникла такая пикантная, даже курьезная теория.
В связи с этим хочется вспомнить 2 сопутствующих факта.
1. В свою очередь, гитлеровская пропаганда, чтобы доказать неизбежность победы Третьего рейха, активно использовала самые разные способы, в том числе картины и рисунки, даже труды Нострадамуса.
2. Гитлер сам неплохо рисовал и хотел быть художником. Подробнее об этом читайте пост «Что говорят психологи и психиатры, анализируя картины, которые рисовал Гитлер?».