Чем Румыния хуже Франции?
В конце 20-го века никто и не говорил о румынском кино, кроме жителей самой страны. Кинематограф приходил в себя после жесткой цензуры и диктатуры. Сейчас, о новой румынской «волне» не слышал только самый ленивый.
Как возникла эта «волна», что из себя представляет и кто на ее гребне, читайте далее.
Не правы те, кто считает, что киноиндустрия Румынии зародилась лишь 20 лет назад. Ведь отличное кино было в этой стране и ранее, просто оно не выходило за границы цензурного блока тоталитарного режима.
20 лет назад, основной и самой сложной задачей для вновь зарождавшегося румынского кинематографа, было выйти из под гнета генеральной линии партии, освободить свое мышление от рабского влияния многолетней цензуры и выпустить на свободу в изобилии накопившиеся эмоции.
Новому поколению кинематографистов пришлось несладко - все начинать с начала с плохим оборудованием, микроскопическими бюджетами и практически без опыта. Но, как показало время, режиссеры-представители той самой «новой румынской волны» со своей задачей справились блестяще. Хотя это был тернистый путь.
Первые годы были особенно тяжелы: с 1999 по 2001 года не вышло ни одной румынской киноленты. В этот период правительству Румынии было не до развития собственного кинематографа и субсидии практически не выделялись, а многие опытные кинематографисты уехали из страны еще до начала революции.
Казалось бы тяжелый исторический период, который пережила страна, должен был объединить деятелей киноиндустрии, но он напротив внес раздор в киносреду. Так что, румынских «киноделов» - режиссеров и постановщиков объединяет лишь то, что все они категорически против понятия «новая волна» и не желают объединяться даже под общим термином. Соответственно, стараются снимать разные картины, непохожие на творения коллег.
О румынском кино и, собственно, так называемой «новой волне» заговорили в 2005-м, после выхода отличной картины «Смерть господина Лазареску» Кристи Пуйю, которая была удостоена гран-при Каннского фестиваля. В 2006 году, Корнелиу Порумбойю получил в Каннах «Золотую камеру» за фильм «12:08 к Востоку от Бухареста». Буквально через год, Кристиан Мунджу, впервые в истории страны, получил «Золотую пальмовую ветвь» за картину «4 месяца, 3 недели и 2 дня».
Кристиан Мунджиу, Кэтэлин Митулеску, Корнелиу Порумбою, Кристиан Немеску, Кристи Пую и другие. Вот они – творцы, чьи имена уже занесены в историю «новой волны» румынского кинематографа. Этим режиссерам ошеломляюще быстро удалось стать рупором поколения новых румынцев, выросших за железным занавесом и не умеющих говорить вслух о своих проблемах.
И, по прошествии всего 15 лет после падения тоталитарного коммунизма Чеушеску, кинематографисты Румынии очень громко и ярко заявили о себе, получив признание именитых режиссеров и критиков. А так же, став завсегдатаями европейских фестивалей кино. В мировой киноиндустрии это, пожалуй, один из самых впечатляющих прорывов за несколько последних десятилетий.
Бюджетами румынское кино и сейчас похвастаться не может. Однако, недостаток денег, легко компенсирует энтузиазм и рвение постановщиков.
Режиссеры не сторонятся банальных и простых сюжетных линий, собирательных персонажей, но и не бояться экспериментировать с кадром, находя полный баланс между народным и артхаусным кино. Низкие бюджеты, недостаток опыта, последствия жесточайшей цензуры…Как при таких исходных данных получился такой результат - невероятный успех нового румынского кино?
Причин, скорее всего, было несколько. Конечно, не обошлось без покровительства кинофестивалей, которые заинтересованы в новых территориях, направлениях и звездах. Опять же, румынские режиссеры очень удачно и своевременно попали в тренд правдивого реализма, который в начале 21 века набрал обороты. Парадокс, но, столь удачному попаданию в модное течение способствовала как раз бедность румынской киноиндустрии. Реальный до глубины души минимализм, посттоталитарная фактуры и все это снято на ручную камеру!
Кстати, о фактуре. Камера ее очень любит и это еще один пункт «очевидного невероятного».
Самый же главный фактор успеха – это качество. В этой стране действительно делают ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ КИНО.
Как долго румынские режиссеры смогут подпитывать эту волну, неизвестно. Пока что они не стоят на месте – в 2015 году, фильм «Сокровище» Порумубойю получил спецприз в Каннах.
Между тем, в мировой киносреде бытует мнение, что чаще всего критикуют румынское кино коллеги из России. Возможно, это банальная профессиональная зависть. «Почему у них получилось конвертировать тягу общественности к послесоветской истории, а у нас нет?!». Что ж, каждый волен выбирать свою точку зрения. Однако, румынское кино, неизменно, вот уже 20 лет «утирает нос» кино российскому. И это кино не о тоталитарном режиме и его последствиях, а истории простых людей. Личные, грустные, поучительные или трагичные истории.
Представители кинофестивалей и критики, для упрощения своей же работы, очень часто «навешивают ярлыки», называя те или иные направления волнами. В случае с румынским кинематографом последних 20 лет, термин «волна» очень близок к реальности. Кинематографистам из Румынии удалось невозможное – они научились снимать талантливейшее кино фактически «голыми руками», с очень ограниченными ресурсами. Так или иначе, шутку, которая сейчас гуляет в киносреде «плохого румынского кино не бывает», эти люди заслужили!