Советские игровые автоматы и электронные эпопеи про волка с яйцами остались в прошлом вместе с первыми потугами разработчиков 50-х-60-х годов. Новый век развлекает человечество консолями последних поколений и пугающе реалистической графикой. Однако бывалые геймеры помнят старые компьютерные игры и ностальгируют по ним с единомышленниками.
Action (англ. – «действие»)
Едва ли не самым популярным жанром компьютерных игр всех времён являются стрелялки. Это способ продемонстрировать ловкость, быстроту реакции и смекалку – пусть и в трёхмерном пространстве. Игрок вооружается виртуальными пистолетами и идёт сеять мир и добро в электронном мире. Разумеется, ему всячески пытаются помешать враги и хитроумные ловушки – но ведь оружие неспроста появилось в ваших руках? Сюжет может быть, но он не столь важен. Цель игры состоит в том, чтобы расправиться с как можно большим количеством противников. Каноном является Doom, ставший образцом для многих будущих шутеров (англ. shooter – «стрелок») . Злоключения американского морпеха в марсианском аду моментально обрели фанатов по всему миру и на долгие годы. Интерес поклонников не ослабевает десятилетиями, и шутка «думер не заходит за угол, а сначала заглядывает» актуальна до сих пор. Немало приятных минут геймерам доставил и Quake – в далёком 1996 году его трёхмерный мир был настоящим прорывом в 3D-технологиях. Приключения Гордона Фримана стали культом – Half-Life вошёл в историю как лучший представитель жанра, и графику по достоинству оценивают даже избалованные играми последнего поколения. Экшены могут быть и от третьего лица – например, сильная половина геймеров заворожённо наблюдала за трюками красотки-археолога Лары Крофт в Tomb Raider.
RPG (англ. role-playing game – «ролевая игра»)
В этом виде компьютерных игр нужно управлять одним или несколькими персонажами с определённым набором характеристик. В Diablo уничтожить Камень Души предлагают Воином, Разбойницей или Магом. Опыт героя растёт пропорционально количеству убитых монстров – параллельно можно находить полезные предметы, которые добавляют крутизны. Действия зависят от игрового мира и фантазии разработчиков – например, в постапокалиптическом Fallout можно обыскивать шкафы, вести диалоги и даже воровать. «Прокачка» персонажа – процесс, не терпящий суеты, и постигшим дзен геймерам не жаль убить на это несколько вечеров. Успех западных RPG не давал покоя отечественным разработчикам, и «симметричный ответ» не заставил себя ждать: игра «Князь: легенды Лесной страны» с разборками между древними славянами также обрела поклонников.
Strategy (англ. – «стратегия)
Для успеха в данном жанре компьютерных игр не нужно разбивать в пух и прах клавиатуру и ломать кнопки на «мышке» – победы добиваются умением мыслить наперёд. Шахматы – яркий тому пример (кстати чёрно-белые фигуры могут ходить по виртуальным клеткам и в мониторе компьютера). Стратегии могут быть с элементами RPG – например, в легендарных Heroes of Might and Magic исследование игрового мира сопряжено с получением опыта персонажем и строительством фэнтезийного замка. Сбором и расчётом ресурсов сюжет не ограничен – главный интерес в игре вызывают битвы. Тактический бой напоминает настольную игру: противники по очереди делают ходы, стараясь уничтожить армию врага. Третья часть серии стратегий о рыцарях, некромантах и мифологических существ стала классической – многие фанаты взяли её за образец и ревностно относятся к попыткам разработчиков как-то разнообразить геймплей.
Есть старые компьютерные игры с более глобальными сюжетами. Например, в Civilization предоставляется возможность лично провести поначалу маленькую империю к большой и гордой цивилизации, наращивая мощь и отбиваясь от докучливых соседей. Ещё один прадедушка жанра – SimCity, где выданное в начале игры чистое поле нужно превратить в процветающий город будущего. Позднее на основе этой идеи вырастут – подобно виртуальному городу – оглушительно успешные человечки-тамагочи Sims.
Quest (англ. – «искать», «искомый предмет»)
Квесты – или приключенческие игры – созданы для тех, кто привык решать поставленные задачи не физическими, а умственными усилиями. «Дёрни за верёвочку – дверь и откроется» – в этой цитате заключена вся суть жанра. Игрок долго бродит по локациям, пытаясь тем или иным образом взаимодействовать с наполняющими её предметами – какие-то из них в предсказуемом или неожиданном сочетании позволят продвинуться дальше по сюжету. Эталоном стал Myst – страннику, оказавшемуся на атмосферном острове, предстоит справиться с массой головоломок, чтобы посетить иные миры. Здесь невозможно подвергнуться нападению из зарослей или погибнуть – напряжение вызывают лишь загадки. Уединённый мир острова и сюжет легли в основу художественных произведений. Работа мозговых извилин успешно может сочетаться с порцией смеха – доказано квестом The Neverhood! Полторы тонны пластилина было потрачено аниматорами игры, чтобы создать уникальную микровселенную. Главный герой – Clayman (в русском переводе Глинко) знает о своём мире ровно столько же, сколько и впервые запустивший игру человек. О том, кто и зачем всё это сделал и какова главная цель блужданий по пластилиновым локациям, станет известно только после прохождения.
Отечественные разработчики тоже не дремали и выпустили игру про самого Чапаева и верном ординарце Петьке. Неоднозначный культурный контекст – появление инопланетных захватчиков и машины времени в реалиях Гражданской войны – компенсируется юмористическими диалогами.
Старые компьютерные игры – ещё одна возможность вернуться в детство. Никакое удовлетворение от покупки статусного смартфона не сравнится со счастьем от дополнительных «десяти минуточек» в компании любимых виртуальных персонажей!
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
ЭТНОМИР для школьников и студентов
Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно знакомит детей с культурой или историей, достопримечательностью или климатом, этносами или флорой и фауной региона, что способствует фиксации информации через впечатление, а значит, знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усваиваются детьми и сохраняются в их памяти на всю жизнь. Ведь когда ребёнок своими глазами видит шамана-тувинца или девушку-эвенкийку, шьющую обереги, то диковинные названия народностей, проживающих слишком далеко, чтобы ими интересоваться, перестают быть для него просто словами.
Посещение павильонов Улицы Мира, этнических жилищ, музеев парка и контактных зоопарков дополняет школьную программу, а аттракционы и море развлечений на свежем воздухе делают отдых в парке не только познавательным, но и очень весёлым!
Знакомьтесь с образовательными программами для школьников и студентов в ЭТНОМИРе, планируйте поездку вместе с нашими менеджерами образовательного отдела и приезжайте в гости!