Впервые бригада скорой помощи как таковая отправилась
по вызову 100 лет назад — на помощь москвичу, сломавшему ногу. Это знаменательное событие произошло в Москве в октябре
1919 года. До того времени к захворавшим людям выезжали исключительно частные врачи и, разумеется, не задаром. Сегодня бюджетное учреждение «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» — крупнейшая в Европе медицинская организация подобного профиля.
Скорую помощь в Москве фактически поставил на ноги и превратил
в отлаженную службу ее первый руководитель, военный врач Александр Сергеевич Пучков, занявший это место в 1923 году и бессменно проработавший почти 30 лет. Первоначально скорая ютилась в трех комнатах Шереметьевской больницы (ныне — НИИ скорой помощи
им. Н.В. Склифосовского) и в ней было всего три бригады, работавшие только днем.
На вызов отправлялись «кареты», закрытые повозки на конной тяге. Уже к концу 20-х годов их сменили специальные отечественные автомобили АМО-Ф-15, но наименование «карета скорой помощи» оказалось настолько живучим, что применяется до сих пор.
Отметим, что на оказание помощи пациентам при отсутствии угрозы жизни врачи в столице до середины 30-х годов иной раз отправлялись на мотоциклах и даже на велосипедах… Ну а первым серийным авто для скорой стала «полуторка» ГАЗ-55. Именно этот крытый грузовик
с красными крестами по бортам сердито обозвал «пылесосом» санитар Эдик в фильме «Кавказская пленница».
В день похорон В.И. Ленина, 27 января 1924 года, скорая впервые дежурила на массовом мероприятии, на Красной площади. С того дня бригады скорой неизменно присутствуют на многочисленных людских собраниях.
Круглосуточной скорая помощь в столице стала в 1926 году,
в 1957-м у выездных бригад появилась радиосвязь с подстанциями.
С подходом немецких войск к Москве состав скорой помощи сократился наполовину, до 300 врачей — остальные были призваны на фронт, где нужда в квалифицированных медиках была острейшая. Тем не менее
в тяжелейших условиях бомбежек, перебоев с медикаментами, по разбитым улицам бригады скорой непременно выезжали на каждый вызов.
Рядовой фельдшер В. Косенков в 1962 году сконструировал и изготовил первый образец металлического медицинского чемоданчика, который верой и правдой прослужил поколениям врачей скорой помощи более
30 лет.
Краткая памятка: в чем отличие скорой от «неотложки»
Скорая — городская служба экстренной помощи. Ее бригады отправляются по вызову в случаях, когда жизни пациента угрожает непосредственная опасность: травма, несчастный случай, острое кровотечение, симптомы инфаркта или инсульта, резкие скачки давления, потеря сознания и т. д. В задачи скорой входит не только оказание помощи на месте, но и госпитализация пациента в больницу при острых состояниях.
«Неотложка» — одно из подразделений районной поликлиники,
к которой прикреплен человек. Выезжает по вызову в случаях, когда реальной угрозы жизни нет: при симптомах гриппа или ОРВИ, острых головных болях и невралгиях, болях в животе, отравлениях, обострениях хронических заболеваний. На вызов выезжает участковый или дежурный врач поликлиники.
Службы в российских городах реорганизовали и разделили именно затем, чтобы не отправлять на рядовые недомогания высокопрофессиональные бригады скорой, тем самым отвлекая их от случаев, когда пациенту необходимо реально спасать жизнь.
Как правильно вызвать скорую
*Необходимо позвонить с городского или мобильного по номеру 103 или
с мобильного — 112 (в этом случае в телефоне необязательно наличие сим-карты или денежных средств на счету). Вам ответит один из
200 диспетчеров с медицинским образованием, работающих круглосуточно.
*Максимально полно и четко ответить на вопросы диспетчера. Чем полнее информация, тем ему легче будет определить, какую службу задействовать. Возможно, вам окажется достаточно консультации врача по телефону, без направления бригады медиков. В спорных или неочевидных случаях диспетчер, как правило, направляет на вызов бригаду скорой помощи.
*Сообщить номер телефона, с которого звоните, и свою фамилию, чтобы в случае случайного разъединения разговора вам смог перезвонить тот же диспетчер.
*Пояснить, что и когда случилось.
*Сообщить фамилию, имя и отчество больного, его пол и возраст.
*Адрес, по которому находится пациент (включая номер дома и квартиры, этаж, код домофона).
Норматив прибытия медиков по всей стране одинаков:
Скорая помощь — не более 20 минут;
Неотложная помощь — не более 2 часов.
В силу плотности и непредсказуемости дорожного трафика в Москве среднее время прибытия бригады скорой помощи составляет
30–40 минут.
Важные детали
Врач скорой бюллетеня (он же больничный лист) выдавать не вправе. Однако существует возможность получить справку о факте вызова бригады — достаточно обратиться с паспортом в подстанцию скорой, от которой приезжала бригада. По этой справке участковый врач задним числом, но на законных основаниях оформит больничный лист.
Врачи скорой оказывают именно экстренную помощь: купируют симптомы либо обострения болезней, угрожающих жизни. Они не проводят каких-либо процедур, связанных с плановым лечением, не выписывают препаратов (у них отсутствуют бланки рецептов) — это компетенция участкового врача или врача «неотложки».
Отдельно напомним еще об одной услуге: в любое время суток есть возможность получить квалифицированную консультацию специалиста, позвонив по номеру 103 (в случае если не можете самостоятельно оценить сложность ситуации). Диспетчер переадресует звонок на профильного врача.
Помните, что за заведомо ложный вызов скорой помощи, в соответствии со ст. 19.13 КОаП РФ, предусмотрен штраф от 1000 до 1500 рублей.
Короткая справка. Сегодня в Москве работает 60 подстанций скорой помощи, 107 стационарных постов.
На помощь всегда готовы выехать 1040 бригад, в том числе
108 узкоспециализированных (педиатрические, реанимационные, психиатрические), 19 специализированных экстренных по основным медицинским профилям.
В сутки на телефон 103 поступает около 15 тысяч вызовов.
О качестве оказанной помощи можно оставить отзыв на специальном сайте — все до единого отзывы и сообщения рассматриваются администрацией.
Это старая традиция, заложенная еще легендарным создателем
и руководителем московской скорой помощи Александром Пучковым.
Он ввел практику отправления всем пациентам скорой почтовых карточек — с просьбой оценить качество медпомощи и высказать пожелания, что
в ней можно изменить к лучшему.