Художественное образование развивает навыки критической оценки изображения, артефактов искусства и визуальной культуры путем рассмотрения вопросов власти, убеждения, привилегий и политики. Как мы понимаем из огромного количества литературы, изображения, включая пейзажи, не являются политически нейтральными.
В процессе изучения произведения рассматриваются как способ сделать заявления, влияющие на общественное сознание и выступающие за перемены. Активистский акцент в области визуальной культуры пересекается с интересом к социальной и экологической справедливости, характеризующей критическую местную педагогику.
Произведение искусства побуждает нас смотреть на мир под новым углом зрения: искусство открывает возможности для восприятия альтернативных путей выхода за пределы мира и пребывания в нем и подрыва нашей легкомысленности и компромисса, нашей уверенности.
Критическое изучение визуальной культуры дает учащимся возможность рассматривать свои собственные культурные представления с других точек зрения и рассматривать вопросы справедливости, власти, представительства и привилегий. Искусство может убрать человека из "основного текста" культурных убеждений и установок, которые он воспринимает как данность.
Значение этого, в контексте критической педагогики, заключается в том, что многие экологические проблемы могут быть связаны с созданными по заказу образами и метафорами конкуренции, прогресса, потребления и господства над природным ландшафтом, местом и природой, которые имеют политические аспекты, а также эстетические качества.
На примере нью-йоркских студентов также изучалось творчество художников, которые берут на себя роль активистов в области окружающей среды. Конфронтация Агнес Денес, критикующей промышленную эксплуатацию, сравнивалась с попытками Энди Голдуорси сделать искусство гармоничным с природой. Они рассматривали посадку деревьев как произведение искусства, как это предложил Денес в своей работе "Гора деревьев".
На самом деле, есть много художников, чьи работы направлены на повышение осведомленности общественности об экологических угрозах через фотографию и живопись.
Фотоэссе Юджина Смита документально подтверждают разрушительные последствия отравления ртутью в Японии и Алексис Рокман описывает расщепление между миром человека и миром природы в картинах, изображающих последствия глобального потепления и генетики. Их работа освещает жизненно важные экологические вопросы и предлагает возможности для студенческого творчества, активно занимающегося решением экологических проблем.
В этом примере студенты перемещались туда-сюда между опытом общения с миром природы, творчества и критического осмысления представлений и идей, отраженных в искусстве и визуальной культуре. В течение семестра некоторые из них стали проявлять больше активности в своей работе.
Например, на первой картине Амелии, одной из студенток группы, была изображена знакомая лестница, ведущая во двор, что она связывала со своим детством. По мере роста интереса к местным экологическим проблемам она создавала серию рисунков о местах вокруг школы, включая рисунки здания со стороны леса.
Ее графические изображения стекла, мусора и граффити на деревьях задокументировали влияние школы на природу и небрежность учащихся по отношению к лесу. Ее вторая картина изображала деревья над тротуаром, улетающие прочь. Внимание Амелии к естественной среде обитания школы заставило ее задуматься о саде из местных растений во внутреннем пыльном дворе между корпусами школы.
Она сделала набросок внутреннего дворика во время занятий по естествознанию и превратила свою идею в грантовое предложение, которое в конечном итоге было профинансировано и сад ее мечты воплотился в реальности. Возможности создания сада в пределах школы не рассматривались до тех пор, пока Амелия не представила себе сад в пустыне взрослого и подросткового безразличия. Эти многочисленные примеры иллюстрируют возможности и сложности художественного воспитания в пространстве.
Традиционные подходы к рисованию и живописи как способу оценить окружающий мир были дополнены критическим изучением образов природы и предположений, которые они дают. Культурные традиции, окружающие природу, ставят запутанные вопросы о нашем отношении к окружающей среде и о том, какое искусство можно создать в местах, где мы живем. Работы современных экохудожников предлагают возможности для искусства, которое ставит под сомнение то, что существует, и мечтает о том, что может существовать. Искусство в пространстве может вовлекать студентов во многие слои мышления и действия, поскольку идеи, основанные на реальном пространстве жизни, сливаются с критической теорией.