Найти тему
INTERESTING

Действительно ли женщины-викинги могли становиться воинами и воевать наравне с мужчинами, как это показано в сериале «Викинги»?

Ответ на ваш вопрос будет трёхчастным.

  1. О сериале. "Викингов" нужно смотреть, как говорят по-английски, with a grain of salt (что-то вроде "с фигой в кармане")History Channel известны тем, что несмотря на название, они в первую голову делают шоу. Об этом даже была серия в Саус Парке (сезон 15, серия 13). "Викинги" удивительным образом сочетают несочетаемое. С одной стороны, они очень ответственно подошли к реквизиту скандинавской массовки, локациям (за исключением Каттегата и Уппсалы), строениям, кораблям и некоторым сценам, напрямую взятым из источников. С другой – они легко смешивают персонажей разных эпох, вставляют откровенные анахронизмы (во втором сезоне принцесса мерсийская Квинтрет отказывается есть на пиру мясо и говорит, что "оно убивает тебя, только овощи" – это явно привет XXI веку, а не VIII), развешивают викингскую клюкву, из англо-саксов и франков сделали вообще не пойми что и заставляют главных героев носить откровенно гоблинский реквизит. Поэтому всё в сериале нужно проверять.
-2

2. Делать однозначные выводы о многих проблемах эпохи викингов очень сложно в силу специфики источников. Они делятся на:

  • современные событиям нескандинавские письменные источники (английские, каролингские, германские, византийские, славянские, арабские и проч.);
  • несовременные событиям скандинавские источники (саги, сборники законов, хроники, жития и т. д.) – все они написаны не раньше XIII в.;
  • археологические памятники и находки.
  • (разумеется, это упрощённая классификация).
  • Первые вроде бы описывают более или менее непосредственные события, но при этом могут очень предвзятыми и намеренно или нет искажать картину (либо в силу непонимания происходящего, либо в силу культурной дистанции). Вторые вроде бы лишены этой проблемы, но при этом отстоят от эпохи минимум на 200 лет. Саги, повествующие о IX веке, были записаны только в XIII в. Это означает неизбежные анахронизмы, искажения и т. п. Наконец, третьи, казалось бы, дают информацию напрямую без посредников, но их бывает крайне сложно интерпретировать.
-3

3. Непосредственно вопрос о женщинах-воинах у викингов. Есть аргументы, как за, так и против.

-4

ЗА: В древнескандинавской литературе есть термин skjaldmær, то есть "дева щита", "щитоносица", встречающийся в сагах. Это уже упоминавшаяся Хервёр из "Саги о Хервёр", Брунгильда из "Саги о Вёльсунгах", Брунгильда из "Саги о Боси и Херрауде", шведская принцесса Торнбъёрг из "Саги о Хрольве сыне Гаутрека". Есть также описание воительниц у Саксона Грамматика (XII в.) и Адама Бременского (1070-е) и у Иоанна Скилицы (XI в.) - правда, в последнем случае речь идёт о дружине киевского князя Х в. Святослава.

-5

В эпосе существует известный персонаж женщины-воина, валькирия. В сагах встречаются описания, когда женщины выступают с оружием в руках в час нужды. Кроме того, есть археологические находки оружия в женских погребениях: наконечники стрел (Неннесмо и Клинта, Швеция), копья (Гердруп, Дания), топоры (Боговай, Дания, и Марем, Норвегия).

-6

ПРОТИВ: Существуют прямые запреты женщинам выступать в роли мужчин (носить мужскую одежду, стричь коротко волосы и иметь оружие) в исландском сборнике законов "Серый Гусь" (K 254). Исследователи (в том числе и женщины, например, Дж. Джеш(Judith Jesch) и Дж. Йохенс (Jenny Jochens)) в целом довольно скептически относятся к женщинам-воинам в письменных источниках, и не без оснований. Так, сведения христианских писателей могут быть очень предвзятыми в силу культурного неприятия скандинавов-язычников, иными словами, когда Адам или Саксон пишут о женщинах-воительницах, это мог быть аргумент против язычества (мол, "посмотрите, у них и женщины воюют, вот срам!"). Сведения саг же тоже своеобразны. Skjaldmær встречаются в сагах о легендарных временах, и потому уже вызывают сомнения - вполне возможно, что это архетипический персонаж из мифологии. Кроме того, указанные авторы подметили, что в конце такие воительницы либо погибают, либо возвращаются к традиционным социальным женским ролям, что можно интерпретировать как свидетельство атипичности такого поведения.

Истина, вероятно, как обычно, лежит где-то посередине. Действительно, в дохристианских германских обществах женщины имели гораздо больше прав, чем после - отсюда, вероятно, и спорадическое выступление их с оружием в руках. Но маловероятно, чтобы женщины (тем более в больших количествах) были профессиональными воинами на постоянной основе – скорее это исключение из правил. Да и в современном эмансипированном обществе даже при нынешнем вооружении женщины на военной службе встречаются гораздо реже мужчин, и обычно на постах, не предполагающих непосредственного физического контакта с противником (исключение – армия Израиля).

-7

Таким образом, если подытожить, вероятно, если среди викингов и могли встречаться женщины, то явно не так, как это показано в "Викингах". В сериале они – дань современным представлениям об эмансипации.