В истории взаимоотношений Руси и Степи было много чего. Ненависть и взаимопонимание, набеги и торговля, уважение и презрение. Не было другого - равнодушия. А именно равнодушие как считал Л.Н.Гумилев и является самым пагубным в человеческих взаимоотношениях. Лучше уж видеть в человеке врага, чем вообще его не видеть. А когда его не считаешь даже за живое существо, то ты просто используешь его любыми доступными тебе способами. И тут улыбка тебе другого может затем превратится в оскал тайного врага, который наконец смог получить тебя в свои рабы. Уж лучше пусть на тебя злобно смотрит враг, чем хитрый и улыбчивый торговец.
Так же было и во взаимоотношениях казахов с Российской империей. Отдельные казахские старейшины Младшего жуза, вначале активно поддержавшие союз с Российской империей вскоре разочаровались в нем и стали если не открыто, то поддерживая явных противников империи.
Одним из таких был Есет Кокиулы - батыр из рода тама племени Жетыру. Он родился в 1667 году, умер в 1749 году.
Есет-батыр стал известен с 1724 года, когда он возглавил удачный набег на улус тайшы Лекбея - сына калмыкского правителя Доржи Назарова. После этого он вместе с другими батырами участвовала в очищении Тургайской степи от отрядов калмыков и джунгар. Здесь же он попал в плен и в течение семи лет находился в плену у волжских калмыков.
Затем при содействии своего тестя Бокенбай-батыра, который просил об этом русских он был освобожден. С этого периода начинается его активное участие в мероприятиях по присоединению родов Младшего жуза к Российской империи. Инициатором этого присоединения был его тесть Бокенбай-батыр. В 1743 году Есет получил от царского правительства почетное звание тархан за активное содействие.
В 1735 году в башкирских землях началось освободительное движение против Российской империи. В 1740 году его возглавил легендарная до сих пор у башкир личность Карасакал - выходец из простого народа Миндигул Юлаев, который выступал под именем сына джунгарского хана Цеван-Рабдана - Шуно-багатура. Башкиры несколько раз громили царские отряды, но когда против них выступил сам потомок ногайцев князь Урусов Карасакал был вынужден уйти в казахские степи.
Здесь он встретил друга в лице Есет-батыра, которому было дано указание изловить его. Он не только не ловил его, но и несколько лет держал его у себя в кочевье в качестве почетного гостя.
За это время Карасакал не смог убедить Есет-батыра выступить против Российской империи, но зато последний стал убежденным тайным противником. И действительно для проявление недовольства у башкир и казахов причин было много. Особенное недовольство вызывало строительство русскими Оренбургской крепости (Орской), которая не давала свободно взаимодействовать двум степным народам как было раньше.
Видя подъем антироссийских настроений среди казахов Карасакал пытался поднять восстание против русских среди казахов. Но казахи его не поддержали. А царская администрация, обеспокоилась такой активностью человека о местоположении которого в Оренбургской комиссии знали, но не хотели портить отношения с казахами требуя его выдачи.
Поэтому до джунгарского хана Галдан-Церена со стороны российской администрации было доведено о том, что в казахских степях скрывается бунтовщик под именем его брата Шоно. Галдан-Церен, будучи мирным правителем в отличие от его отца Цеван-Рабдана только пригрозил казахскому хану Абулхаиру ( у которого и столовался Карасакал), что двинет против него 20-тысячное войско.
Казахам пришлось подчиниться, но и они схитрили, дав убежать Карасакалу. С тех пор о нем больше ничего не было слышно. Но зато он стал таким же героем башкирского фольклора как Салават Юлаев.
Но зерна сомнений он посеял и например Есет-батыр до конца своей долгой жизни оставался убежденным противником развития отношений с Россией. Хотя никогда в открытую он против Российской империи не выступал.
В своем предсмертном завещании он написал:
«После моей смерти похороните меня головой на восток, ногами на запад, чтобы быть покойным, мой дух должен задержать продвижение русских войск в глубь казахской степи».