Найти тему
Совушкина лавка

Развитие речи у детей 2-3 лет: нормы и показатели

Вот вашему любимому крохе уже два года. Он так вырос! Он уже многому научился, и многое умеет сам. Даже не верится, что еще недавно он был совсем малюсеньким комочком!

Одно из важных достижений этого года жизни малыша – развитие речи. До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами.

Но после двух лет обычно даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Иногда даже больше, чем могут выслушать взрослые!

Показатели речевого развития детей

Дети от 2 до 2,5 лет

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимание речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи, потешки.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы «Где?», «Когда?», «Почему?». С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, тем самым накапливая его активный и пассивный словарный запас.

С уважением относитесь к детским вопросам и давайте на них краткие, ясные, понятные ответы. Помочь в постижении мира могут познавательные детские книги.

-2

Очень важно, чтобы и родители задавали простые вопросы ребенку: "Какая курточка у Саши?", " Какая собачка у дяди?". Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно использовать уже приобретенный запас слов, обогащаем новыми словами. Можно взять в помощь развивающие книги с интригующими окошками.

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически. Поэтому в их словаре много «словотворчества», вызывающего улыбку взрослых: «грабить»- работать граблями, «ездиется» - скользит, «это – утка, а рядом с ней – слизень!».

Связная речь. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым разным поводам, по своей инициативе и в ответ на чьи-либо высказывания. Словом определяет свои действия, желания, намерения.

Дети от 2,5 до 3 лет

Понимание речи. Ребенок может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не имевших место в его личном опыте, а которые он видел, например, на картинке. К трем годам ребенок способен обобщить несколько предметов одним словом. Если ребенок владеет обобщением, это признак речевого и психического развития.

Дети после 2,5 месяцев могут отгадывать загадки.

Способность подражать. Легко воспроизводят услышанные небольшие стихи и песенки, потешки, прибаутки.

Словарь.

Объем словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200-1500 слов.

Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова были подкреплены живыми образами, опытом ребенка.

Надо чтобы ребенок видел своими глазами, слышал своими ушами, то, о чем с ним говорят, при этом по возможности, действовал бы своими руками: трогал, переставлял, играл. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, восприятие внешнего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения.

Самым лучшим вариантом являются путешествия. Хотя бы в ближайший парк. Ребенку необходимо трогать листочки, травку, мох, кору деревьев. Обращайте его внимание на звуки леса: пение птиц, стрекот насекомых, шуршание листвы.

Дети этого возраста начинают испытывать потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми, ему надо помочь. А еще лучше показывать образец общения своим примером. Если вы приходите с ребенком на площадку, в песочницу, во двор, старайтесь первыми здороваться с детьми, называя их по именам. Если есть незнакомый ребенок, спросите, как его зовут, сколько ему лет. Предложите поиграть теми игрушками, которые у вас есть с собой, и которыми готов поделиться ваш кроха.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас, в данный момент не находится в поле его зрения, например, что он сегодня утром видел на прогулке или что вчера он делал у бабушки в гостях. Это тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь.

Грамматический строй речи. Дети говорят сложными фразами. К концу третьего года жизни предложение по форме приближается к повседневной речи взрослых: «Я хосю катася на гоки».

Ребенок употребляет фразу из 3-5 слов, усваивает предлоги и союзы.

Сейчас нередко дети путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных («столы» - «домы», «поезды», «окны»), и в согласовании слов («Мой кукла», «Вкусный конфета»).

Связная речь. Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание сказки.

Все, что ребенок воспринимает, он начинает отражать в речи: пересказывает и рассказывает. Всем и помногу.

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука «р» и шипящих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию. Многие дети к слову могут подобрать сходное по звучанию слово: мишка-шишка, ложка-картошка, каша-малаша.

Дети могут заменять некоторые звуки соседними: барабан- «баба», «бабаба», цветочки- «цекоки». До трех лет подобные ошибки являются возрастной нормой.

Эти показатели являются «ориентировочными». Они для нас как ориентир – маяк в пути по морю развития малыша. Они нужны, чтобы отслеживать динамику развития своего малыша. Чтобы не просто смотреть, а видеть своего малыша – что постоянно меняется в нем, чему новому он учится, в чем ему нужна помощь, где он особенно силен, а где пока не получается и надо его поддержать дополнительными играми и упражнениями.

Это важно знать: При мониторинге развития речи ребенка важно даже не то, сколько он умеет сейчас, а динамика в его развитии. И важно видеть, что малыш обучается новому, что всё время в его развитии происходит движение вперед. А вот если такого движения нет – то тут есть повод задуматься.

-3

Задержка речевого развития

Задержке в развитии могут способствовать две причины:

1. Либо мы, взрослые, «отстали» от ребенка и даем ему старые задачи, которые он давно перерос. Пора уже давать ему более сложные задачи речевого общения по его возрасту

Например, мы понимаем малыша с полувзгляда, угадываем сразу, что ему будет нужно, и что он хочет. Зачем тогда ребенку речь? Она просто не нужна в его жизни! Речи и нет! Это одна из причин того, что у ребенка речь не появляется вовремя – и очень частая причина, которую, к счастью, легко преодолеть и всё исправить, и малыш скоро заговорит.

2. Либо есть проблемы в развитии ребенка, и стоит проконсультироваться у специалистов.

Тревожные сигналы

  • Если у ребенка словарный запас остается на прежнем уровне.
  • Фраза не «разворачивается».
  • Бедность впечатлений, представлений, отставание в развитии понимания.
  • Отсутствие многих доступных произношению звуков у ребенка.
  • Звуки Т, Д, Сь, Зь произносятся межзубно, или боковым положением языка, или «дуются» в щеки, или произносятся с носовым оттенком.
  • С носовым оттенком произносятся губные звуки П,М,Б.
  • Речь тихая, иногда могут наблюдаться непроизвольные выкрики, речь непонятна окружающим и близким ребенка.
  • Застревание на стадии «одного слога» при употреблении слов.
  • Повышенное скопление слюны.

От чего зависит развитие речи

У всех детей овладение первыми словами, фразами происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от:

  1. Состояния слуховой, зрительной, тактильной функции ребенка.
  2. Состояния двигательной функции (общая, мелкая моторика пальцев рук и артикуляционных органов, правильная работа голосовых и дыхательных систем).
  3. Состояния памяти, внимания, мышления.
  4. Состояния эмоционально-волевой сферы.
  5. Окружающей среды, общения.

Когда же ребенок начинает говорить?

Это зависит от самого ребенка и его потребностей в этом. Если с него пылинки сдувать и угадывать каждое его желание за полчаса до того, как он сам чего-то захочет – то не скоро. Скорее всего, ближе к трем годам.

Девочки, как правило, раньше начинают говорить. И дело не в том, что они способнее, просто спокойствия и рассудительности у них больше. Пока мальчишки лазят по мебели или на детских горках во дворе, балансируя на одной ноге, девчонки спокойно сидят у себя в комнате и забавляются куклами. А что еще нужно этой хорошей компании? Естественно – хорошая беседа!

Но хочется заметить, что все выше сказанное – это еще не факт. Как известно, все мы разные личности и, соответственно, у каждого свой путь развития. Каждый ребенок – это тоже отдельная книга.

Каждый ребенок развивается индивидуально, а, значит, не стоит очень сильно переживать и волноваться, если ваш малыш говорит хуже соседского ребенка.

Конечно, везде есть определенные границы, поэтому все же не следует забывать о степени вашего участия в развитии речи ребенка. Способствуйте созданию благоприятной речевой среды.

Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, быстро. Встречая знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное.

Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка.

Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Игры для развития речи ребёнка 2 - 3 лет

Чтобы развить речь ребенка, нужен комплексный подход. Подсказки можно найти здесь.

Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства предмета, используя при этом как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.

Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька

Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

-4

Пузыри мыльные и не только

Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.

Рецепт раствора мыльных пузырей

Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.

Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.

Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

-5

Свечи

Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.

Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.

Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.

Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт

Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.

Кто дольше

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Игра формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Пальчиковая гимнастика

-6

Прятки

Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так – так головки убирали.

Птички

(Пальцы переплетены, ладони сжаты.)

Полетели птички, птички-невелички.

Сели птички. Посидели. Опять полетели.

(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)

Ты, утенок, не пищи, Лучше маму поищи. ( Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Водичка, водичка, Умой мое личико…(Выполнение движений в соответствии с текстом.)

Лепка, рисование, аппликация

Хорошие помощники в развитии мелкой моторики и творческих способностей малыше.

Предложите малышу поиграть с нитками: покажите как нитки разматывают и как смотать их опять в клубок. Можно поиграть с застежками-молниями, карабинами, или липучками.

Шнуровка

Продолжает оставаться одной из любимых забав малыша. Обыграть ее можно разными способами. Например, использовать детали как конструктор – балансир и счетный материал.

Трафареты

Уже сейчас можно начинать использовать трафареты. Малышам нравиться обводить силуэт, затем раскрашивать получившееся изображение. Конечно, вначале малышу не обойтись без вашей помощи: мама помогает малышу водить ручкой, показывает, как держать карандаш и прижимать трафарет к бумаге. Но результат малышам очень нравится!

Чтение

Какое же речевое развитие без чтения? Конечно же, читаем малышам! Что читать?

Обучающие добрые сказки, познавательные и поучительные, стихи и короткие истории.

-7

А еще рассматриваем книги-гляделки. Деткам так нравится самим перелистывать плотные страницы книг и рассматривать крупные, понятные изображения. Это их первое самостоятельное «чтение». А когда мама рядом, можно и поговорить на темы иллюстраций, и узнать от нее много нового!

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).

Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.

Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.

Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания

Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

  • Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)
  • Ложка и тарелка — это посуда?
  • Шорты и майка — это мебель?
  • Ромашка и одуванчик — это деревья?
  • Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
  • Помидор и апельсин — это овощи?

Чем заняться

Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадки

Игра способствует развитию речи, воображения

Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.

Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет. Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан). Потом меняйтесь ролями.

Скороговорки

Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.

Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения. ◈ Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.

  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • У редьки и репки корни крепки.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У перепела с перепелкой пять перепелят.
  • У четырех черепашек по четыре черепашонка.
  • Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.
  • На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
  • Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.

Для родителей их ребенок самый сообразительный, самый умный, самый быстрый... Но порой родители опережают события и очень расстраиваются, если их малыши начинают садиться, ходить, разговаривать позже, чем сверстники. Не огорчайтесь, если соседский мальчик заговорил раньше Вашего малыша. Просто любите своих детей такими, какие они есть!