Найти тему
КиноНытик

Четыре экранизации книг Виктор Пелевина: от Чапаева до вампира Рамы

Сложно экранизировать современного российского писатели Виктора Пелевина. Он сам, словно герой своих нескольких книг, высасывающий смыслы из многослойной реальности, не предполагает простых реинкарнаций исписанной бумаги на большом экране.

На сегодняшний день до экранов добрались несколько произведений Пелевина, еще одна – с 2017 года в пути. Но уже известно, что нам ее точно покажут. Так что всего произведения постмодерниста пересекались с кинематографом четыре раза. Итак, поехали.

«Ничего страшного», 2000 год, режиссер Ульяна Шилкина

На мой взгляд, самая философская экранизация писателя, предельно понятно поданная зрителю. Небольшой хронометраж не позволяет глубоко копать, поэтому режиссер взяла за основу один из первых рассказов – «Синий фонарь», который в начале 1990-х помог молодому писателю найти своего читателя.

Действие происходит в загородном пионерском лагере, где парни перед сном по традиции пугают друг друга страшными историями. Обстановка накаляется из-за страха, и участники диалога готовы поверить, что и сами уже мертвы.

"Ничего страшного", если не знаешь - жив ты или уже нет
"Ничего страшного", если не знаешь - жив ты или уже нет

В фильме хорошо прослеживается одна из основных тем в творчестве Виктора Пелевина – жив ли человек, или он мертв, но пока успешно прикидывается живым?

Графики в фильме практически нет. Визуальные приемы вписаны в ленту за счет кукольной и рисованной мультипликации.

«Мизинец Будды», 2015 год, режиссер Тони Пембертон

Вторыми за экранизацию известного российского писателя принялись представители США, Канады и Германии. Режиссер был из Штатов, а представители двух других стран дали деньги на картину. Впрочем, денег было немного по голливудским меркам – всего 2,2 миллиона долларов, поэтому полнометражный художественный фильм числится малобюджетным.

Снимать начали еще в 2007 году, однако на экраны фильм вышел только в 2015 году. Собственно на экраны перенесли известный пелевинский роман «Чапаев и Пустота». Однако сюжет существенно изменен, русский автор в нем почти не узнается.

Ничего русского в фильме нет. Только оболочка. Но взгляд режиссера оригинален
Ничего русского в фильме нет. Только оболочка. Но взгляд режиссера оригинален

В дни путча, который произошел в августе 1991 года в Москве, безработного поэта Петра Пустоту забирает под арест КГБ. Его пытают, он теряет сознание и переносится в 1919 года, где помогает на полях сражений красному командиру Василию Чапаеву.

С этого момент в его голове одновременно существуют два мира в разном времени– «лихие 90-е» и Гражданская война в период начала Советов.

Переходим к двум экранизациям Виктора Гинзбурга. Первая давно вышла и собрала своих поклонников, вторая, по последним данным, должна выйти на большие экраны в 2020 году.

«Generation П», 2011 год

Единственный по-настоящему известный фильм, который был снят по одноименному роману Виктора Пелевина. Снят добротно, масштабно, интересно, с большим количеством талантливых актеров.

-4

Снято почти один в один по книге: молодой специалист Вавилен Татарский идет в рекламный бизнес и поднимается до самого верха. У Пелевина вершина карьеры здесь в 1990-е годы: цифровое воплощение богини Иштар.

У фильма внушительный бюджет – почти 4,5 миллиона долларов ( ценах второй половины «нулевых»). Смотрится на одном дыхании. Если не смотрели – исправьте это досадное упущение.

«Ампир V», 2020 год

Оценку этому фильму дать пока не представляется возможным – он еще не вышел на экраны. Можно судить только по уровню бюджета и создателям, что будет необъективно. Так что, берите вводные и делайте выводы:

Бюджеты 460 миллионов рублей, режиссер ранее снял «Generation П», одобрение от Виктора Пелевина получено. Работа над фильмом ведется уже четыре года. В главных ролях – младший сын Олега Павловича Табакова – Павел Табаков и Мирон Федоров.

Раскрывать по сюжету будут целый масонский заговор: молодой человек Роман Шторкин, воплощенный вампиром Рамой, раскрывает заговор политической и финансовой элиты, которая в образе вампира вытягивает из человечества положительные эмоции и деньги.

-5

Роман с одной стороны продолжает мыслить человеческими вполне благородными категориями, с другой – попал в высшую касту вампиров. И да, в довесок он встречает свою любовь.

В фильме обещают показать свежий взгляд на современное общество потребления. Ждем.

А что думает сам Виктор Пелевин об экранизаций своих произведений? В 2010 году он ответил читателю проекта «Сноб»:

«Интересный фильм мог бы получиться из «Желтой Стрелы». Кончаловский говорил, что представляет, как создать визуальное пространство мира-поезда. Но это сложно и дорого. Роман про графа Т. тоже кинематографичен. Но я никогда не старался специально писать тексты, которые можно легко снять на пленку».