Ландшафт является центральной концепцией и объектом изучения многих дисциплин, начиная с естественных наук и заканчивая гуманитарными и художественными дисциплинами.
Независимо от того, рассматривается ли ландшафт как часть материального мира или как абстрактный объект, более тесно связанный с социальной конструкцией, чем с реальностью, он создает широкую междисциплинарную область, в которой различные области исследований могут сталкиваться друг с другом.
Для ученых ландшафт является постоянным источником вдохновения и знаний, заставляющим задуматься, бесконечным пазлом, законы которого они пытаются разгадать.
Ландшафт также является неограниченным источником вдохновения для художников. Он может сильно воздействовать на них через свои материальные формы и общие композиции, а также через впечатления, настроения и эмоции, вызываемые у художников. Таким образом, ландшафт становится платформой, где естественные науки, гуманитарные науки и искусство могут сотрудничать и интегрироваться.
Ландшафтная живопись важна для геологов, поскольку отражает взаимосвязь между реальностью и жизненным опытом художника.
Александр фон Гумбольдт в своем великом опусе "Криминалистическая экспертиза Натура" представил концепцию ландшафта и искал идеальный баланс между объективной реальностью мира и эстетическими впечатлениями путешественника (Минка, 2007).
Леон Баттиста Альберти и Леонардо да Винчи одними из первых применили перспективу в своей работе (что способствовало формированию пейзажной живописи) и, вероятно, рассматривали живопись как точные науки, основанные на математике и наблюдении природы (Cosgrove, 1985).
В прошлом геонауки позитивно относились к пейзажной живописи, о чем свидетельствует взаимное вдохновение искусства и геологии во второй половине XIX века.
Эта взаимосвязь несколько ослабла с ростом критической позитивистской науки. За ним последовал более интенсивный и плодотворный период, предшествовавший последним десятилетиям, и который отразился на методах образования в области геонаук.
География (как поддисциплина геонаук) всегда имела тесную связь с изобразительным искусством, поскольку она является наиболее часто используемым инструментом географического выражения. Сюда входят карты, планы и эскизы, которые можно рассматривать как формы искусства. Первыми создателями карт и пейзажей были, как правило, одни и те же люди.
Более того, география и пейзажная живопись имеют один и тот же объект исследования - пейзаж (Rees, 1973).
Интерес географов к пейзажной живописи изначально был связан с ее "экзотической природой". Старые картины использовались в качестве визуального отображения исследуемого пространства при отсутствии фотографий (Wallach, 1997).
В современной, а затем и постмодернистской географии пейзажи использовались для интерпретации истории ландшафта и последующего выявления скрытой символики с помощью семиотических и герменевтических средств. С помощью этих подходов географы могут рассматривать изображения как молчаливых свидетелей того периода, который они изображают, пейзажа прошлого.
Или это могут быть представления (символы) продвижения определенной политической власти, общественного порядка, менталитета или интересов.
Однако оба эти подхода приводят к определенной диалектике, как отметил Валлах (Wallach, 1997). Ее можно назвать "скользкой реальностью", когда образ воспринимается либо в крайних позициях как стерильная и неискаженная картина реального исторического ландшафта, либо как набор символов и клише со многими скрытыми значениями, которые свидетельствуют о чем угодно, кроме изображаемой реальности.
Оба подхода значительно эклектичны и несколько смирились с тем, что живописцы художественно изображают пейзаж в сочетании с реальностью и эмоциями и являются реакцией на общий социальный или художественный стиль того времени.
Феноменологический философ Мерло-Понти (Merleau-Ponty, 2004) заявил, что научная идея объективного мира, описываемая только физическими законами и эмпирическими наблюдениями, вводит в заблуждение.
Каждое наблюдение зависит от статуса наблюдателя.
Мерло-Понти упомянул современных художников, потому что они предложили новый способ видения, разрыв с традиционными законами перспективы и классической пейзажной живописи с ее "взглядом закрепленным в бесконечности". Он ценит художников, которые изображают предметы, рассматриваемые с нескольких точек зрения одновременно.
В заключение отметим, что видение пейзажа глазами художников связывает физические структуры мира с восприятием и миром чувств. Ландшафт формируется человеческим взглядом, но реальное время и место также являются его частью.
В целом, визуальное искусство является ценным ресурсом для географов и его использование в целях человеческой и физической географии растет. Старые пейзажи могут быть использованы в исследованиях, связанных с изменениями окружающей среды.
Спасибо за чтение статьи до конца! Большая благодарность за Ваши лайки и комментарии.