Найти в Дзене
История искусств

Локализация полотна художника

Ландшафт является центральной концепцией и объектом изучения многих дисциплин, начиная с естественных наук и заканчивая гуманитарными и художественными дисциплинами.

Независимо от того, рассматривается ли ландшафт как часть материального мира или как абстрактный объект, более тесно связанный с социальной конструкцией, чем с реальностью, он создает широкую междисциплинарную область, в которой различные области исследований могут сталкиваться друг с другом.

pixabay.com/ru/photos/горы-льда-айсберги-антарктида-берг-482689/
pixabay.com/ru/photos/горы-льда-айсберги-антарктида-берг-482689/

Для ученых ландшафт является постоянным источником вдохновения и знаний, заставляющим задуматься, бесконечным пазлом, законы которого они пытаются разгадать.

Ландшафт также является неограниченным источником вдохновения для художников. Он может сильно воздействовать на них через свои материальные формы и общие композиции, а также через впечатления, настроения и эмоции, вызываемые у художников. Таким образом, ландшафт становится платформой, где естественные науки, гуманитарные науки и искусство могут сотрудничать и интегрироваться.

Ландшафтная живопись важна для геологов, поскольку отражает взаимосвязь между реальностью и жизненным опытом художника.

Александр фон Гумбольдт в своем великом опусе "Криминалистическая экспертиза Натура" представил концепцию ландшафта и искал идеальный баланс между объективной реальностью мира и эстетическими впечатлениями путешественника (Минка, 2007).

Леон Баттиста Альберти и Леонардо да Винчи одними из первых применили перспективу в своей работе (что способствовало формированию пейзажной живописи) и, вероятно, рассматривали живопись как точные науки, основанные на математике и наблюдении природы (Cosgrove, 1985).

В прошлом геонауки позитивно относились к пейзажной живописи, о чем свидетельствует взаимное вдохновение искусства и геологии во второй половине XIX века.

Эта взаимосвязь несколько ослабла с ростом критической позитивистской науки. За ним последовал более интенсивный и плодотворный период, предшествовавший последним десятилетиям, и который отразился на методах образования в области геонаук.

География (как поддисциплина геонаук) всегда имела тесную связь с изобразительным искусством, поскольку она является наиболее часто используемым инструментом географического выражения. Сюда входят карты, планы и эскизы, которые можно рассматривать как формы искусства. Первыми создателями карт и пейзажей были, как правило, одни и те же люди.

Более того, география и пейзажная живопись имеют один и тот же объект исследования - пейзаж (Rees, 1973).

Интерес географов к пейзажной живописи изначально был связан с ее "экзотической природой". Старые картины использовались в качестве визуального отображения исследуемого пространства при отсутствии фотографий (Wallach, 1997).

В современной, а затем и постмодернистской географии пейзажи использовались для интерпретации истории ландшафта и последующего выявления скрытой символики с помощью семиотических и герменевтических средств. С помощью этих подходов географы могут рассматривать изображения как молчаливых свидетелей того периода, который они изображают, пейзажа прошлого.

pixabay.com/ru/photos/закат-брук-природный-ландшафт-2948844/
pixabay.com/ru/photos/закат-брук-природный-ландшафт-2948844/

Или это могут быть представления (символы) продвижения определенной политической власти, общественного порядка, менталитета или интересов.

Однако оба эти подхода приводят к определенной диалектике, как отметил Валлах (Wallach, 1997). Ее можно назвать "скользкой реальностью", когда образ воспринимается либо в крайних позициях как стерильная и неискаженная картина реального исторического ландшафта, либо как набор символов и клише со многими скрытыми значениями, которые свидетельствуют о чем угодно, кроме изображаемой реальности.

Оба подхода значительно эклектичны и несколько смирились с тем, что живописцы художественно изображают пейзаж в сочетании с реальностью и эмоциями и являются реакцией на общий социальный или художественный стиль того времени.

Феноменологический философ Мерло-Понти (Merleau-Ponty, 2004) заявил, что научная идея объективного мира, описываемая только физическими законами и эмпирическими наблюдениями, вводит в заблуждение.

Каждое наблюдение зависит от статуса наблюдателя.

Мерло-Понти упомянул современных художников, потому что они предложили новый способ видения, разрыв с традиционными законами перспективы и классической пейзажной живописи с ее "взглядом закрепленным в бесконечности". Он ценит художников, которые изображают предметы, рассматриваемые с нескольких точек зрения одновременно.

В заключение отметим, что видение пейзажа глазами художников связывает физические структуры мира с восприятием и миром чувств. Ландшафт формируется человеческим взглядом, но реальное время и место также являются его частью.

В целом, визуальное искусство является ценным ресурсом для географов и его использование в целях человеческой и физической географии растет. Старые пейзажи могут быть использованы в исследованиях, связанных с изменениями окружающей среды.

Спасибо за чтение статьи до конца! Большая благодарность за Ваши лайки и комментарии.

-3