Успех и признание, зрительская любовь и авторитет среди коллег – все эти явления, традиционно воспринимаемые положительно, в действительности имеют две стороны. С одной стороны, успех произведения может стать для его автора “трамплином” для дальнейших достижений, а с другой – может обернуться для него непосильной ношей, не позволяющей ему взять новую высоту. Сегодня мы расскажем о пяти советских кинорежиссерах, по разным причинам не сумевших превзойти свои главные шедевры и оставшихся в массовом сознании “режиссерами одного фильма”, притом что их фильмография насчитывает и множество других работ.
1. Александр Серый
Если спросить, кто поставил фильм “Джентльмены удачи”, многие ошибочно назовут имя Леонида Гайдая или Георгия Данелия, однако в действительности постановщиком ленты был малоизвестный режиссер Александр Серый. В сущности, он остался в истории как “автор одного фильма”, хотя его фильмография насчитывает и другие работы. В картине “Джентльмены удачи”, поставленной по протекции его друга и однокурсника Георгия Данелия, было немало автобиографического материала – в свое время Серый сидел в тюрьме за драку и оттого не понаслышке знал криминальный мир и соответствующий жаргон. Однако это же обстоятельство существенно осложнило жизнь режиссеру – в киносообществе он получил репутацию “неблагонадежного”, и запуск каждого его фильма сопровождался серьезными трудностями. Не обретя твердого пути в профессии, уже тяжело больной Александр Серый застрелился в 1987 году за несколько дней до своего 60-летия.
2. Феликс Миронер
Кинокарьера режиссера Феликса Миронера начиналась более чем успешно – в 1956 году он вместе с Марленом Хуциевым поставил один из главных оттепельных фильмов “Весна на Заречной улице” (его имя даже стоит в титрах первым). Однако в дальнейшем повторить свой былой успех он уже не смог – следующая работа Миронера “Улица молодости” была в некотором роде вторичной по отношению к дебютной ленте, а его третий фильм “Увольнение на берег” хотя и превзошел вторую картину, но настоящей славы не снискал. Оставив режиссуру, Миронер занялся драматургией и добился в этом деле более весомых результатов, написав сценарии к таким фильмам, как “Зеленые цепочки” и “Городской романс”. Феликс Миронер скоропостижно скончался в год московской Олимпиады-80, и оттого его смерть оказалась в каком-то смысле “незамеченной” на официальном уровне, однако его главная работа – “Весна на Заречной улице” – навсегда осталась в истории кинематографа.
3. Юрий Чулюкин
Комедию “Девчата”, несомненно, знают все, однако судьба ее создателя Юрия Чулюкина до сих пор известна лишь немногим. Старт карьеры молодого режиссера был успешным – его первая лента “Неподдающиеся” стала одним из лидеров проката 1959 года, а спустя два года на экраны вышел его главный хит “Девчата”, сразу ставший классикой оттепельного кино. За этот фильм режиссер получил сразу несколько наград, однако его последующие картины подобного успеха уже не имели, и вскоре Чулюкин переключился на сценарную работу и постановку фильмов на региональных киностудиях. Его поздние ленты хотя и выходили регулярно, но широкой аудитории оставались практически неизвестными. Смерть режиссера до сих пор покрыта тайной – по одной версии, на кинофестивале в Мапуту в 1987 году он упал в шахту лифта, по другой – его туда сбросили во время стычки с группой местных жителей.
4. Алексей Мишурин, Николай Литус
Имена этих режиссеров едва ли можно рассматривать по отдельности, ведь свой главный и, пожалуй, единственный хит – фильм “Королева бензоколонки” – они сняли именно в соавторстве. Первоначально молодой режиссер Николай Литус утвердил на роль Людмилы Добрыйвечер эстонскую актрису Терье Луйк и даже начал снимать фильм с ней, однако после просмотра чернового материала руководство студии настояло на кандидатуре Надежды Румянцевой, а к режиссерской работе был подключен опытный постановщик Алексей Мишурин. Совместная работа двух режиссеров привела к невероятному успеху – “Королеву бензоколонки” восторженно встретили на родине и показали более чем в 40 странах, а затраты на производство окупились в 30 раз. Однако, как это нередко бывает, повторить свой успех режиссерам больше не удалось – впоследствии оба независимо сняли еще добрый десяток фильмов, однако ни один из них даже отдаленно не приблизился к успеху “Королевы бензоколонки”. Алексей Мишурин скончался в 1982 году, успев поработать в кино и в качестве режиссера, и оператора, и сценариста. Николай Литус по-прежнему здравствует и сегодня остается одним из немногих ветеранов украинского кино своего поколения.
5. Андрей Тутышкин
“Счетовод Алеша Трубышкин – артист Андрей Тутышкин!” – эту веселую песенку из вступительных титров к фильму “Волга – Волга” знает, наверное, каждый российский кинозритель, однако творческая судьба самого Тутышкина известна далеко не каждому. Помимо многочисленных сыгранных ролей, в его фильмографии есть и несколько режиссерских работ, среди которых особняком стоит его главный хит – музыкальная комедия “Свадьба в Малиновке”. Надо сказать, что этот фильм – одна из очень немногих “несерьезных” лент о революционной эпохе, благосклонно принятых начальством от кино. Помимо этого, “Свадьба в Малиновке” снискала и непреходящую зрительскую любовь – в прокате 1967 года она заняла второе место по количеству просмотров. Однако в режиссерской карьере Тутышкина подобный успех стал единственным – его ранние ленты были практически не известны массовой аудитории, а после “Свадьбы в Малиновке” режиссер снял лишь одну картину “Шельменко-денщик” – тоже, впрочем, далекую от успеха своей предшественницы. В отличие от многих своих коллег, оказавшихся в заложниках у своего таланта, Тутышкину элементарно не хватало времени на кинорежиссуру – в разное время он был худруком двух театров, театральным режиссером и актером, и “Свадьба в Малиновке” так и осталась его единственным непревзойденным хитом.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: