Найти тему
частные суждения

«Кин-дза-дза!» и Книга Бытия.

Библия открывается Книгой Бытия, рассказывающей о сотворении мира. Вторая строка в ней начинается со слов «Земля же была безвидна и пуста». В оригинале на иврите здесь употреблён очень интересный оборот: «тоху ва боху». Тоху — многозначное слово. В словарях даются такие его значения: «опустошение, пустыня, пустота, суета, ничего». Пророки использовали этот термин в том числе и для обозначения тщетности и никчёмности чьих-либо замыслов и усилий. Кроме того, он может служить также обозначением духовного состояния — опустошённости, незнания и непонимания. Слово «боху» попроще, оно обозначает хаос и разрушение. Казалось бы, получилось «масло масляное», но на самом деле эта словесная конструкция передаёт смысл, который на современном русском языке можно пересказать примерно следующим образом: «непостижимая пустынная деструктивная хаотическая хрень».

Именно такое состояние наблюдают герои фильма «Кин-дза-дза!» на планете Плюк. Причём таково не только состояние окружающей среды этой планеты, но и местного социума. Аналогично и состояние умов местных жителей. Они поражены незнанием и вынуждены влачить весьма жалкое существование. Все их активные помыслы направлены на примитивные социальные стремления — подняться выше всех окружающих. Другие формы общества местные жители даже представить не могут, будучи уверены, что отсутствие стремления к малиновым штанам означает полное отсутствие жизненных целей.

Цветовая дифференциация штанов на Плюке.
Цветовая дифференциация штанов на Плюке.

Жители Плюка опустошены в первую очередь духовно, физическая разруха на их планете является лишь неизбежным следствием. При отсутствии духовной жизни, вершиной существования становится жизнь душевная, что и можно наблюдать в сцене с господином ПЖ в его личном бассейне. Нижние чины иерархии, эцилопы, могут удовлетворять лишь самые примитивные душевные потребности, наказывая беззащитных пацаков. А вот господин ПЖ уже может быть душевным, пребывая наедине со своим фаворитом в том самом бассейне.

Пепелац витает над безвидной пустыней Плюка.
Пепелац витает над безвидной пустыней Плюка.

Но ведь в Книге Бытия имелось в виду изначальное состояние сотворённого мира, а в фильме прямо говорится, что планета Плюк стала таковой в результате человеческой деятельности: «из воды давно луц сделали». Однако в Библии выражение «тоху ва боху» встречается также в книге пророка Иеремии. В синодальном переводе: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста». В оригинале выражению «разорена и пуста» соответствует то же самое выражение, что и в начале Книги Бытия. То есть сотворённый мир может прийти в изначальное состояние в том числе будучи поражён Божьим гневом.

Планета Хануд. Полезных ископаемых нет, воды нет, растительности нет, никем не населена.
Планета Хануд. Полезных ископаемых нет, воды нет, растительности нет, никем не населена.

Наиболее полное воплощение этого разорения и пустоты в фильме тоже показано. Это планета Хануд, родина пацаков. Здесь нельзя пребывать без кислородной маски, всё время темно, всякая жизнь отсутствует. Хануд стал таковым после того, как его население транклюкировали жители Плюка. Причём если бы пацаки успели бы первыми, то таким же безжизненным местом стал бы Плюк. Как видим, пустота в головах, отсутствие понимания, примитивная социальность и бездуховность в мире фильма неминуемо приводят к опустошению физическому.

Добро пожаловать на Альфу.
Добро пожаловать на Альфу.

Однако в мире фильма есть ещё одна планета, где духовности хоть отбавляй. Это Альфа, лежащая между Землёй и Плюком. Она настолько высокоразвита, что попадающие на неё жители Плюка могут вести здесь лишь растительную жизнь. В отличие от душевных, но лишённых духовных потребностей пацаков и чатлан, хозяева Альфы имеют возвышенные духовные потребности, но лишены душевности. Поэтому судьба плюкан и прочих обитателей галактики Кин-дза-дза им совершенно безразлична. Нет у них и никакого развития, в том числе социального, поскольку утопия уже достигнута. Судя по всему, вся деятельность населения Альфы сводится к сохранению и поддержанию существующего равновесия и стабильности.

Транклюкатор, местное вундерваффе.
Транклюкатор, местное вундерваффе.

Путешествуя по планетам вселенной этого фильма, герои видят не инопланетную экзотику, а элементы, из которых сотворены как мир в библейской версии, так и человеческая душа. Зрителям наглядно показали, как выглядят общество и мир, лишённые какого-либо из этих элементов. При этом технический уровень развития общества роли не играет вовсе. Технологии, которыми владеют плюкане, точно так же превосходят земные, как и технологии обитателей Альфы. Что не мешает плюканам прозябать, а альфанцам стагнировать. Фильм «Кин-дза-дза» выражает религиозную концепцию духовной полноты, обозначаемой в греческой религиозной философии как «плерома». Она полностью противоречит марксистской доктрине зависимости духовной жизни общества, «надстройки», от «базиса», то есть развития технологий.

Наши люди на Плюке.
Наши люди на Плюке.

При этом в другую галактику попадают отнюдь не святые отшельники, а два обычных человека, один из них, что называется, работник культуры (скрипач), а второй — прораб. Такую же пару мы видим, например, в «Листе кисти Ниггля» у Толкиена. Творца-художника у него дополняет его сосед Пэрриш, фермер. Только вместе они могут участвовать в сотворении нового мира. Также и у Данелия, только вдвоём Машков и Гедеван способны вернуться в свой родной мир. Возвращением на родину христианские мистики называли попадание души в рай. А мир Ниггля в рассказе Толкиена и был промежуточным этапом этого посмертного путешествия. То есть обе пары персонажей, и у Данелия, и у Толкиена, идут по дороге на небеса.

Посланец высших сил.
Посланец высших сил.

Причём советским людям в фильме Данелия для этого нужно увидеть и понять суть того самого «тоху ва боху», а также не быть пойманными в ловушку чистой духовности без любви к людям в мире Альфы. Этот мистический путь они проходят до конца, благодаря помощи таинственного бородача с машинкой перемещений. Тем самым наглядно продемонстрировано, что на духовном пути человеку не обойтись без помощи свыше, которую и олицетворяет босой незнакомец, подловивший Машкова в начале фильма возле булочной.