Найти тему
Татьяна Васильева

Как помочь ребёнку с английским. Советы репетитора

Если у вашего ребёнка проблемы с английским в школе, то, скорее всего, вам не повезло со школой и учителем. Это первое и самое главное, потому что даже при том, что большинство учебников сегодня просто ужасны, у школы и учителя есть возможность и выбрать не самый плохой учебник, и организовать обучение таким образом, чтобы компенсировать недостатки программы, включить в процесс всех учеников и контролировать результаты.

Судя по моей практике, везёт не многим. Но всё-таки добросовестные, знающие и дорожащие своей репутацией учителя есть, поэтому прежде всего выясните, не лучше ли обстоят дела в параллельной группе. Иногда приходится менять и школу, не из-за одного английского конечно. Но это когда есть какой-то выбор. В любом случае, от учителя зависит больше половины.

Если нет никакой возможности что-то качественно изменить, а ребёнок не может сделать ни одного домашнего задания и не вылезает из двоек, не стесняйтесь использовать «решебник», помогая ему выполнить хоть какие-нибудь задания. Если вы переживаете, что он не будет знать язык, читайте эту статью дальше. А пока отмечу: хоть какое-то вовлечение в процесс и в язык - лучше, чем ничего.

Далее оцените масштабы бедствия. Сейчас ситуация непонятная, потому что как обязательный экзамен иностранный язык в ОГЭ и ЕГЭ ещё не введён, но об этом постоянно ведутся разговоры, и многие, в том числе учителя, уверены, что это случится в ближайшее время. Зная как обстоят дела с преподаванием английского языка в школе, лично мне такие перспективы не представляются реальными, потому что без кардинальных изменений в подходах к обучению будет грандиозный провал. Или базовую часть экзаменов придётся упрощать до такого уровня, чтобы пройти его с минимально допустимым количеством баллов мог практически любой. Поэтому если ваш ребёнок учится в 7,8 или 9 классе, и вы никак не можете ему помочь или нанять репетитора, то лучше отпустить ситуацию и сконцентрироваться на других предметах. В крайнем случае, натаскать на элементарное можно будет за год, и школа сама зашевелится.

Если ваш ребёнок учится в начальной школе и недавно приступил к изучению иностранного языка, чаще – английского, а процесс вас не радует, прогресса нет, учебник странный или непонятный, учитель не проявляет большой заинтересованности в результатах, то есть два пути. И оба они направлены на решение главной задачи: обеспечить ребёнку максимально прочное освоение самой начальной базы – хотя бы первых этапов уровня beginner. Когда базы нет или она очень слабая, то из-за постоянного и быстрого нагромождения языкового материала ученик стремительно проваливается вниз, и выйти потом на требуемый уровень будет всё сложнее и сложнее даже с помощью.

Первое, что вы можете сделать - это найти преподавателя/репетитора, которому нужно озвучить чёткую цель: научить ребёнка читать и освоить базовые слова и грамматические конструкции. Для решения этой задачи можно обратиться и к студенту педагогического вуза, цена занятий у студентов обычно не высока. Не надо просить делать уроки с ребёнком, если вы видите, что учебник никуда не годный, а домашние задания слишком сложные или непонятные. На данном этапе цель не оценки в школе, а дать ребёнку представление об элементарном, отработать и заучить основное, чтобы он наконец начал понимать, что на языке можно что-то сказать и прочитать. Обычно у репетитора есть другие учебники или он сам составляет индивидуальную программу. При должном, качественном подходе эту задачу можно решить за год. Дальше можно попробовать положиться на школу: учебники теперь таковы, что грамматика там повторяется каждый год, а из лексики, т.е. слов, даже самые способные дети всё равно не запоминают и половины – настолько плохо она подобрана и столь же плохо отрабатывается.

Второе, что вы можете сделать – это начать учить язык вместе с ребёнком, если вы не знаете английского совсем, или активно помочь ему освоить всю ту же начальную базу, освежив свои знания. Не такая уж это непосильная задача. Я знаю родителей, которые пошли по этому пути (сама я учила с ребёнком французский, когда у них в школе ввели второй иностранный). И в этом случае ребёнок на определённом этапе обгоняет родителя, потому что он вынужденно продолжает заниматься языком в школе, а большинство родителей бросает из-за недостатка времени и других проблем. Поддержать ученика нужно именно на начальном этапе. Английский язык таков, что самые базовые вещи представляют собой основные кирпичики, из которых потом строятся более сложные конструкции. Учить с ребёнком язык можно и по самоучителю или найти что-то в Интернете.

Ну и самое главное: то, что иностранный язык можно хорошо освоить, только если начать учить его в раннем возрасте и заниматься как можно дольше – это миф. Можно начать учить язык в любом возрасте и неплохо овладеть им – всё зависит от того, как учить и с какой мотивацией. Раньше в обычных школах начинали учить иностранный язык с 5 класса. Я сама с 5 класса начала учить английский, поступила в педагогический на языковой факультет (правда с репетитором, но занималась с ним только полгода), а потом получила второе языковое образование по специальности переводчик. Т.е. если в начальной школе иностранный язык у вашего ребёнка никакой, все в доме, что называется, стоят на ушах, а ребёнок, который и так испытывает большие нагрузки, вообще не понимает, что от него хотят, не переживайте хотя бы по поводу того, что он что-то невосполнимо теряет и никогда уже ничего не нагонит.

Вообще, известно, что в среднем языковой уровень наших выпускников довольно низкий. Т.е. большинство детей учат, учат, а знают плохо или вообще не знают. Если у вас есть какие-то планы в отношении ребёнка, связанные с иностранным языком, то ничего не остаётся делать, как искать хорошую школу и/или хорошего репетитора. Если что-то и изменится в нынешней школьной системе в лучшую сторону, то наверное, не скоро. Если и так школьных проблем полно, а иностранный язык – лишь один из предметов, то помочь ребёнку можно своими силами.

Всегда можно взяться за серьёзное изучение иностранного языка. Интересно, что существуют неплохие аутентичные (созданные авторами-носителями языка) учебные комплексы, рассчитанные на взрослых, студентов. Эти комплексы обычно состоят из 4-5 курсов, за которые обучающийся может вполне прилично освоить язык – до достаточно высокого уровня. По одному из таких комплексов я занимаюсь со взрослыми учениками – обычно молодыми людьми, у которых появилась серьёзная мотивация или необходимость освоить язык. Обычно уже первый курс выводит их на уровень, лучший, чем уровень многих нынешних выпускников.

PS: Если мне удастся раскрутить этот блог, то я планирую предложить своим читателям-родителям бесплатную помощь и консультации по английскому языку. Я давно работаю с детьми, преподаю английский и малышам, и школьникам, и студентам, и взрослым. У меня есть много наработок и уникального дидактического материала, который я буду здесь публиковать. Поэтому подписывайтесь) И можете задавать вопросы уже сейчас - в этой теме.