Найти в Дзене
Фантастика сегодня

Почему так популярны попаданцы?

Оглавление

Попаданчество - специфически российский жанр. Нет, и на Западе и на Востоке вы встретите произведения, в которых герой оказывается где-то в человеческом прошлом и вынужден там что-то предпринимать, но такой массовой популярность у попаданцев нигде в мире больше нет. Почему? Ответ на этот вопрос казалось бы тривиален: боль.

Жанр, порожденный катастрофой

Все очень просто - развал СССР оказался гораздо более серьезной проблемой, чем нам казалось. Прекрасное далеко лучезарно улыбнулось нам и тут же растворилось в небытии. Золотой век с его звездолетами, которые под управлением высокоморальных и прекрасноликих пилотов летят навстречу представителям других цивилизаций - не состоялся. Это оказалось больно. Сперва мы даже не поняли - насколько, потому что обнаружили, что невидимая рука рынка на деле выглядит как подкованный железом сапог, норовящий наступить на каждого зазевавшегося, так что приходилось уворачиваться. Потом, когда выдалось несколько лет, чтобы перевести дух между очередными кризисами, мы обнаружили, что у нас болит. Болит в том месте, где раньше располагалась гордость за Родину. Родина, по которой мы грустили, была не слишком ласкова, а подчас даже сурова, она одевалась то в мешковатую спецовку то в военную форму, она редко дарила нам подарки, но когда ее не стало, выяснилось, что нам без нее больно.

Писатели, которые теперь не делали вид, будто они инженеры человеческих душ, тут же почувствовали коммерческую перспективу и бросились отрабатывать социальный заказ: наши современники толпами повалили через временные дыры, порталы и переходы в советское прошлое.

Наверное, самый обжитой попаданцами период - это Великая Отечественная война и годы, предшествовавшие ей.

-2

Ради чего путешествовать в ад?

Почему та Великая война становится основным конечным пунктом путешественников во времени? Потому, что это переломный момент. Строительство новой промышленности, определившей общие контуры экономики страны на десятилетия вперед. Гибель миллионов людей, которые должны были принять участие в строительстве государства. Точка формирования отношений между Западом и Советским Союзом. Все эти процессы сходятся в Великой Отечественной, как и множество других. Если менять историю, то как не на участке, в котром исторический процесс приобретает максимальный накал. Опять же - война, это такой период, когда в один день человек мог изменить свою судьбу радикальным образом.

Второй момент - попробовать на излом современника. Если хочется побудить человека на какие-то изменения в своей жизни, то надо ему явно и ярко показать его несовершенство. А как это сделать лучше, чем не на фоне военного героизма? Опять же, подростки любят про войну, значит получим и какое-никакое, а все-таки воспитательное значение.

Но есть еще один, часто упускаемый исследователями жанра аспект: превосходство. Попаданец не всегда, но как правило, хорошо знает тот период истории, в который проваливается. Часто авторы придумывают какие-то объяснения того, почему герой в курсе не очень крупных сражений, отдельных военных технологий, помнит даты и события, имена и факты. Попаданец словно пишет контрольную, точно зная правильные ответы. И это рождает сладкое чувство превосходства. Собственно, срабатывает тот же нехитрый механизм, который приковывает подростков к супергеройским фильмам - очень хочется ассоциировать себя с полубогом. Попаданец тот же Железный Человек, только если марвеловский гениальный плейбой обеспечивает свое право сеять смерть наличием супер-гаджета, то попаданец приобретает сверхзнание просто за счет того, что сам он не местный и всю историю наперед знает.

За счет этого попаданческая литература приобретает молодых поклонников, которые краха СССР не переживали и знают о той краснознаменной империи только по книжкам. Часто - по книжкам о попаданцах, написанных ностальгирующими по Родине невольными эмигрантами из СССР в РФ.

-3

Упущенный шанс

Есть и третий аспект попаданчества, объясняющий популярность этого жанра - эксплуатация темы "мы все делали правильно, но нам не дали закончить". Обычно это направление конспирологической мысли называется "теорией упущенного шанса".

Очень примечательна в этом смысле книга 2012 года "Еще не поздно" Павла Дмитриева: герой этой истории завозит из будущего массу артефактов, в основном компьютерную технику и организовывает перехват фактической власти в стране Александром Шелепиным. Налаженное производство компьютерной техники и разного ширпотреба обеспечивает Советскому Союзу преуспевание. Вообще, появление таких историй - следствие целого направления конспирологической мысли, о чем есть даже подробные исследования.

О том, почему даже при наличии двери в прошлое, такая история невозможна, вам расскажет любой грамотный инженер: для производства современного компьютера мало знать его устройство и даже технологию изготовления все компонентов, надо иметь несколько различных индустрий для производства материалов, станков и оборудования, иметь специалистов, способных со всем этим работать и руководителей, способных всем этим управлять. Я приведу пару примеров из области ракетной техники, про которую понимаю немного больше, чем про производство компьютеров: когда в руки советских инженеров попали спецификации компонентов ракеты ФАУ-2, оказалось, что в СССР не производится приблизительно половина необходимых металлов и две трети неметаллических материалов, использованных в немецкой ракеты. Даже с учетом того, что конструкцию попытались упростить и заменить часть материалов на более распространенные, прищлось создавать целые индустриальные направления. Аналогичная история произошла с попытками запустить ракету "Булава": эта разработка позднего СССР требовала в качестве уплотнителя одного из узлов особый материал, способный работать в весьма специфических условиях. Предприятие, выпускавшего этот материал, осталось на Украине и закрылось за ненадобностью. Попытались воссоздать технологию в России. Все документы есть, техпроцесс описан, получается вроде нормально - а при пусках уплотнитель подводит. Несколько лет бились, пытаясь решить вопрос с единственной жалкой прокладкой, которая не хотела работать как надо, потому что люди, умевшие её делать просто умерли или пропали с радаров в постперестроечной круговерти.

А теперь представьте себе - что значит в условиях СССР создать целую индустрию по производству техники, опережавшей передовой мировой уровень на 30 лет. Сотни новых предприятий, тысячи научных работ, подготовка специалистов по прежде не существовавшим специальностям.

Но да альтернативная история технологий - это отдельная большая тема, интересная уже в связи с жанром что-нибудь-панк. Об этом мы как-нибудь потом.

-4

А сам-то что?

Попаданческая фантастика, если, конечно, она дает реальные (или близкие к реальным) знания о реальных событиях и моделирует возможные альтернативные пути развития прогресса - прекрасный способ познакомиться с большими и важными периодами истории. Можно привести примеры таких книг, например, трилогию Романа Злотникова "Швейцарец", в которой наглядно демонстрируется - насколько трудно заставить жернова истории молоть человеческий материал как-то иначе. В большинстве же случаев попаданческая фантастика - дешевый паллиатив, способный снять болезненные симптомы исторического поражения, впрочем эта литература дает очень временный эффект, потому что рано или поздно возникает закономерный вопрос: если ты не можешь изменить прошлое, то может попытаешься сделать что-то с настоящим? И поскольку честный ответ на этот вопрос требует признать, что во-первых, нет ясного понимания, куда все идет и как цепляются шестеренки политического механизма, во-вторых изменение настоящего требует таланта, способности рискнуть и главное - огромного труда, то сознание прячется от этого честного ответа. И рука сама собой тянется к следующему томику, в котором все заранее понимающий герой исправит наше прошлое и пожертвует собою ради того, чтобы нам нынешним было легче.

Да, для торопливых комментаторов: автор в курсе, что существуют и другие поджанры попаданчества, он как минимум видел рубрикатор на сайте popadenec.ru и в курсе многообразия сюжетов вашей любимой литературе.

Что еще почитать по теме?

К. М. Королев «Достойны ль мы отцов и дедов?»: Великая Отечественная война и современная российская фантастика

А.М. Любин "Великая Отечественная война как сюжет современной исторической фантастики"

В.А. Ковалёв "НАШЕ НЕПРЕДСКАЗУЕМОЕ ПРОШЛОЕ: ПОПАСТЬ В АЛЬТЕРНАТИВУ"

Р.Н. Абрамов "Советские технократические мифологии как форма «теории упущенного шанса»: на примере истории кибернетики в СССР"

Л.С. Яковлев "Колонизация прошлого"

Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Метрополис", "Женщину на Луне" и "Аэлиту".

Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.