Найти тему
Искусство и жизнь

«Афинская школа» Рафаэля Санти

«Афинская школа» - это не только замечательное произведение искусства с технической точки зрения, но и очень ценная историческая картина, в которой автор стремится объединить классическую древность с эпохой Возрождения.

Эта картина была написана Рафаэлем между 1509 и 1510 годами по приказу папы Юлия II, который выбрал его для этой работы по совету архитектора Браманте, в то время как Микеланджело рисовал свод Сикстинской капеллы.

https://t1.kn3.net/taringa/1/5/1/6/6/3/pokefelpa/9A1.jpg
https://t1.kn3.net/taringa/1/5/1/6/6/3/pokefelpa/9A1.jpg

Эта фреска расположена в «Комнате подписи» вместе с тремя другими фресками, каждая из которых имеет определенную тему: теология, поэзия, право и философия. «Комната подписи» является одной из четырех комнат, которые образуют так называемые «Комнаты Рафаэля», расположенные на втором этаже Апостольского дворца.

Несомненно, эта картина - один из наиболее репрезентативных образов истории искусства и, возможно, самое известное произведение автора. Рафаэль стремился представить истоки западной мысли, возникшей в Древней Греции, также хотел подчеркнуть ценность семи гуманитарных наук: грамматики, арифметики, музыки, геометрии, риторики, диалектики и астрономии.

Анализ картины

Рафаэль осмеливается поставить художников своего времени на один уровень с родителями философии, математики и естественных наук.

Он понимает, что Возрождение - это начало чего-то нового, поэтому он не только придает ценность этим древним мыслителям, но, кажется, считает их равными своим коллегам.

Вот почему лицо Платона - это портрет Леонардо да Винчи, Гераклита - Микеланджело, а Евклида – Браманте. Собственный автопортрет Рафаэль рисует среди астрологов.

https://steemitimages.com/p/62PdCouTvNPE32LwWy92h4vmbW7ocA6178Gnn99ZyZaRnoXp6dSgFk8xb28sZmPgQ2UJAQ6XGnNeNyNyyfHLMp9hSGdcq48VzgqjzriPZSbBPqY?format=match&mode=fit&width=640
https://steemitimages.com/p/62PdCouTvNPE32LwWy92h4vmbW7ocA6178Gnn99ZyZaRnoXp6dSgFk8xb28sZmPgQ2UJAQ6XGnNeNyNyyfHLMp9hSGdcq48VzgqjzriPZSbBPqY?format=match&mode=fit&width=640

«Афинская школа» символизирует философию, а ее сюжет «помещен» в своего рода греко-римском храме мудрости, который очень похож на архитектуру базилики Святого Петра.

Рафаэль выбрал для представления своей идеи наиболее влиятельных личностей древности, во главе с Платоном и Аристотелем, которые находятся в центре композиции.

Книги, которые каждый из них носит, отражают свою философию. Платон держит книгу "Тимей", где он объясняет свою знаменитую теорию форм, а Аристотель держит свою книгу "Этика" - текст, состоящий из философских договоров о морали.

Язык жестов обоих весьма важен. Платон указывает пальцем вверх, представляя абстрактную и теоретическую философию, в то время как Аристотель опускает руку, символизируя естественную и эмпирическую философию - менее идеалистический способ видеть мир по сравнению со своим учителем.

В центре видим Гераклита, меланхоличного философа, который постоянно страдал от неспособности людей видеть "реальный мир". Справа, лежа на лестнице, изображен Диоген Синопский.

Диоген прославился тем, что отрицал земное имущество и социальные условности. Чуть ниже и справа от Диогена находится Евклид, греческий математик и ученик Сократа, который демонстрирует один из своих геометрических принципов.

Вместе с Евклидом мы находим портреты Птолемея, Заратуштры и автопортрет Рафаэля, который смотрит прямо на зрителя.

Птолемей был астрономом и географом, державшим в руках земной шар, намекая на то, что Земля - центр Вселенной. Рядом с ним Заратуштра - знаменитый персидский пророк.

https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/e32/77746.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/e32/77746.jpg

Техника написания картины

Эта картина передает ощущение уверенности и гармонии, это связано с яркостью цветов, обильным освещением окружающего пространства, элегантностью композиции и естественными жестами фигур.

В этой работе достигается удивительная перспектива и глубина - Рафаэль применяет в ней «линейную перспективу», влияние, полученное от Леонардо.

Композиция симметрична, мы находим большую вертикальную ось между Платоном и Аристотелем, разделяющую картину на две части, и горизонтальную ось, проходящую над головами людей, находящихся на лестнице.

Распределение групп людей основано на этих осях, каждая группа дает ощущение движения, фигуры взаимосвязаны и, среди прочего, являют собой великолепный пример гармонии и элегантности.

-4

Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!