И снова иду навстречу пожеланиям читателей. По просьбам, высказанным в комментариях, следующим обозреваемым прогрессивным стилем будет означенный в заголовке RIO/Avant-prog.
Avant-prog - это общий термин, который относится к любому прогрессивному рок-исполнителю с сильной склонностью к авангарду и экспериментальному подходу к музыке.
Данный стиль обычно считается более экстремальным и "трудным", чем другие формы прогрессивного рока, хотя эти термины естественно субъективны и могут быть достаточно широко интерпретированы. Большинство авангардных артистов уникальны и эклектичны в звуке, и поэтому их достаточно тяжело "загнать" в рамки одного стиля. Однако, общие элементы, которые могут присутствовать в творчестве исполнителей avant-prog либо все вместе либо по отдельности, существуют и включают:
- Регулярное использование диссонанса и атональности.
- Чрезвычайно сложные и непредсказуемые аранжировки песен.
- Свободную или экспериментальную импровизацию.
- Слияние разнородных музыкальных жанров.
- Полиритмию и очень сложные созвучия.
Есть и музыканты, чьи опусы стали источником вдохновения для развития всего стиля. Например, Фрэнк Заппа часто упоминается как музыкант, оказавший значительное влияние на многих авант-прогеров. Он был одним из первых, кто использовал авангардные и экспериментальные подходы в контексте рока и джаз-рока.
Видео канала schuerbuikske
А что такое RIO, спросит не слишком углубленный в тему читатель? И почему термин RIO идет с авант-прогом через знак " / " (слэш или косая черта), который в английском языке применяется, чтобы создать ясное, прочное соединение слов или фраз?
RIO (Rock In Opposition - Рок в оппозиции) - это движение нескольких прогрессивных групп в конце 1970-х годов. Их объединяла совершенно четкая некоммерческая направленность исполняемой музыки. Соответственно, крупная музыкальная индустрия их игнорировала.
И тогда в марте 1978 года английская авангардная рок-группа с левыми политическими взглядами Henry Cow, музыка которой представляла собой смесь влияний canterbury scene (прежде всего Soft Machine) джаза, камерного и симфонического авангарда, пригласила четыре группы континентальной Европы приехать в Лондон и выступить на фестивале под названием "Rock in Opposition". Британский художественный совет помог финансировать фестиваль с помощью гранта в размере 1000 фунтов стерлингов.
Вот эта доблестная четверка:
Stormy Six (Italy)
Samla Mammas Manna (Sweden)
Univers Zero (Belgium)
Etron Fou Leloublan (France)
Перед этим Henry Cow активно гастролировали в Европе на протяжении значительной части 1970-х годов и общались с группами, аналогичными больше по идеологии чем по части музыки. Большинство из этих групп работали независимо в то время и не имели дистрибуции и реальной возможности гастролировать за пределами своих родных стран. Идея Rock In Opposition - Рок в оппозиции состояла в том, чтобы создать независимую сеть единомышленников-исполнителей, которые не будут зависеть от щедрости звукозаписывающих компаний для их выживания. А выживать приходилось в совершенно некомфортных условиях. Так, например, контракт самих Henry Cow с Virgin Records был расторгнут, когда Virgin обнаружила, что они не зарабатывают на них деньги.
Что поделать. Мир наживы и чистогана. Прим. БиС.
Видео канала Bernard Montmartre. Кавер на песню Фила Окса. Читайте о нем здесь.
Название Rock In Opposition было предложено ударником Henry Cow Крисом Катлером (Chris Cutler) сначала как определение стиля, в котором играла его группа, а позже стало названием объединения упомянутых выше команд.
Чуть позже в движение RIO были официально приняты еще три группы. Изначально было решено, что членство должно оставаться закрытым, и количество участников - небольшим, хотя новые члены будут приветствоваться при условии, что они будут придерживаться "музыкального совершенства" (по оценке сообщества); будут активно работать "вне музыкального бизнеса"; и будут иметь "социальную приверженность року". Эти критерии и были использованы при избрании новых членов:
Art Zoyd (France)
Видео канала Alexis
Art Bears (England)
Aksak Maboul (Belgium)
Отклики на первый фестиваль были многочисленны. И вовлеченные группы встретились еще раз в Sunrise Studios в Кирхберге, Швейцария, в декабре 1978 года. Но, разногласий по поводу цели сообщества и путей её реализации хватало. В конце концов они придумали план продолжения совместных концертов. Были организованы еще три фестиваля и совместные дистрибуции пластинок.
Второй фестиваль RIO, организованный Stormy Six, проходил с 26 апреля по 1 мая 1979 года в миланском театре в миланском театре Teatro dell'Elfo, где выступали все семь групп, первоначальные четыре (минус распавшиеся к тому времени Henry Cow ) плюс три новых группы. В ходе фестиваля члены RIO вновь официально встретились для обсуждения путей продвижения вперед. Однако, несмотря на некоторые конструктивные обсуждения, между группами возникли разногласия относительно роли сообщества, и вопросы остались нерешенными.
Еще два фестиваля прошли в Швеции и Бельгии, но новых встреч на них не было, и к концу 1979 года RIO как организация почила в бозе.
Однако уже упоминавшийся Крис Катлер, после Henry Cow оказавшийся в Art Bears, создал независимый лейбл звукозаписи Recommended Records (RēR), и дистрибьюторскую сеть для исполнителей RIO и авант-прога. RēR продолжил работу движения RIO, представляя и продвигая авангардные андерграундные рок-группы и сольных исполнителей. В континентальной Европе тем же занялся швейцарский лейбл RecRec Music, а в США Cuneiform.
В целом влияние влияние RIO оказалось очень велико. Поэтому его наследие оказалось широко востребованным как более поздними проектами музыкантов, вовлеченных в оригинальное движение, так и вновь возникшими группами. И хотя изначально термин RIO не являлся синонимом термина avant-prog, с течением времени их стали употреблять как единое целое.
Предыдущие заметки про стили направления "прогрессив":