Давненько у нас на канале не было заметок, посвященных лучшим альбомам какого-либо музыкального жанра. Последняя была аж 31 мая и посвящалась жанру "электроника".
Пора вернуться к данной теме. И сегодня на повестке дня пять лучших альбомов жанра "фолк". В настоящее время музыка "фолк" является преимущественно авторским материалом, базирующимся на англо-американской песенной традиции. Впрочем, каверы народных песен продолжают исполняться фолк-музыкантами.
Традиционно напоминаю, что список лучших формируется из альбомов, выбранных экспертами сайта оллмьюзик, на основании количества оценок пользователей сайта.
Первое место.
Leonard Cohen. "Songs of Leonard Cohen" 1967
Количество оценок пользователей оллмьюзик - 1693
В 1967 году, когда вышел дебютный альбом Леонарда Коэна, тенденция была такова, что все большее число авторов поп-песен пыталось сделать тексты более сложными и похожими на настоящую поэзию. Однако, Леонард Коэн, как и один известный персонаж отечественной истории, пошёл другим путем. Противоположным. Уже состоявшийся литератор, опубликовавший ряд прозаических и поэтических произведений, он предстал музыкантом, умеющим создавать замечательные песни. Аранжировки продюсера Джона Саймона чуть отполировали аскетичное звучание "Songs of Leonard Cohen" (первоначально Коэн не хотел никакого сопровождения, кроме своей гитары). Они придали сухому, но эмоциональному вокалу Коэна еще большую силу.
В итоге альбом "Songs of Leonard Cohen" получился красивым и поэтичным. На нем появилось несколько лучших песен Коэна, в том числе "Suzanne", "Master Song" и "Sisters of Mercy", которые позже будут эффектно использованы в фильме Роберта Олтмена "Маккейб и миссис Миллер", одном из ключевых фильмов в жанре "вестерн".
Второе место.
Robert Plant. "Band of Joy" 2010
Количество оценок пользователей оллмьюзик - 474
Творчество Роберта Планта в пост-цеппелиновский период можно охарактеризовать термином "разумная эклектика". Здесь и хард-рок с заходами на территорию прога, и блюз-рок, и психоделия с приставкой "нео", и дуэт со звездой стиля блюграсс Элисон Краус, и кавер-версии звезд фолк-рока прошлых лет. С одной стороны разброс впечатляющий. А с другой, Плант не начал исполнять рэп и не ударился в попсу. Всё, что он делал, было не на потребу публике, а отвечало только настроениям, мыслям и эмоциям певца.
Вот и альбом Band Of Joy, названный так в честь психоделической фолк-группы, в которой Роберт принимал участие вместе с Джоном Бонэмом в середине- конце 60-х годов, не стал исключением из вышеописанной тенденции. На Band Of Joy сливаются американский и английский фолк. Песни из репертуара современных альтернативщиков Low соседствуют с вещами Ричарда и Линды Томпсон и латино-исполнителей Los Lobos. Здесь же археологические находки забытых песен эпохи расцвета расцвета стиля honky tonk и традиционных народных мелодий. Разумеется, имеет место возрождение больше духа и атмосферы 60-х, чем аутентичного звучания эпохи хиппи. А значительная часть магии Band Of Joy заключается в изобретательных интерпретациях всего вышеперечисленного разнообразия. Эта запись - воплощенное свидетельство того, что зачастую обаяние музыки лежит не в области её написания, а исполнения.
Третье место.
Joan Baez. "Diamonds & Rust" 1975
Количество оценок пользователей оллмьюзик - 358
Четвертое место.
Joan Baez. "Joan Baez" 1960
Количество оценок пользователей оллмьюзик - 253
Вероятно, что Джоан Чендос Баэз самая известная в мире женщина-исполнительница в жанре фолк, выделяющаяся своим самобытным, сильным и ярким сопрано и несомненным талантом интерпретатора.
Помимо этого Джоан - участница знаменитого фестиваля Вудсток, борец с войнами и расизмом, правозащитница и политик. За свою практически 60 летнюю карьеру Баэз работала с Бобом Диланом, Полом Саймоном, Джоном Ленноном, Полом Маккартни и Жаком Брелем. Личность многогранная, но и певица прекрасная. В двух альбомах, представленных в первой пятерке лучших альбомов фолка, как в капле воды отражаются метаморфозы произошедшие с жанром за 15 лет развития с момента выхода в 1960-ом одноименного дебютного альбома Баэз до диска "Diamonds & Rust" 1975 года, содержащего самую знаменитую её песню.
Дебютник Джоан стал в свое время своеобразным откровением на волне набиравшего обороты возрождения жанра фолк. В сопровождении всего лишь гитариста группы The Weavers Фреда Хеллермэна и пары сессионных музыкантов на подпевках Баэз исполняет преимущественно народные вещи (traditional как их именуют по английски). Скупость звучания искупается лишь выразительным и чистым сопрано певицы, слушая которое можно забыть, о чем она поёт.
"Diamonds & Rust" напротив стал одним из самых коммерчески успешных и близких к поп-музыке альбомов певицы. Никаких народных напевов. Вещи Боба Дилана, Стиви Уандера, Джексона Брауна, Джона Прайна, The Allman Brothers Band плюс заглавная вещь, самостоятельно написанный шедевр на тему отношений певицы с Бобом Диланом. Сессионная группа джазовых исполнителей, таких как Ларри Карлтон, Уилтон Фелдер и Джо Сэмпл в качестве сопровождающего состава. Мощно, красиво, хитово. Сингл с песней "Diamonds & Rust" вошел в ТОП-40, а альбом получил "золотой" статус.
Стоит ли говорить, что автор в своё время узнал о существовании Джоан Баез благодаря кавер-версии "Diamonds & Rust", сделанной с большим уважением к оригиналу группой Judas Priest в 1977 году. Прим. БиС.
Пятое место.
Phil Ochs. "Pleasures of the Harbor" 1967
Количество оценок пользователей оллмьюзик - 187
Видео канала Some stuff to share
Фил Окс - фигура славная и трагическая одновременно. Американский певец левых взглядов. Критик капитализма, буржуазных ценностей, борец за мир. «Поющий журналист» и "левый социал-демократ" по его собственному определению. Автор, пишущий в манере Пита Сигера, Бадди Холли и Вуди Гатри, он всегда оставался в тени Боба Дилана с точки зрения признания его музыки.
Момент, когда Фил решил отойти от образа акустического фолк-барда, и записал альбом, изменивший его имидж и звучание, был выбран не случайно. Когда певец вошел в студию звукозаписи, битловский "Sgt. Pepper", расширивший границы популярной музыки, уже владел умами и слушателей и музыкальных критиков по всему миру.
Для реализации новых идей были наняты продюсер, аранжировщик и пианист, имевшие отношение к миру классической музыки. Получившаяся запись содержала несколько лучших вещей, включая заглавную, за всю карьеру Фила Окса.
К огромному сожалению карьера эта оказалась очень недолгой. В отличие от своего музыкального соперника Дилана, подходившего к своей работе с необыкновенной легкостью и талантом, Окс действительно пропускал все проблемы, о которых он писал песни, через себя. Алкоголь, наркотики, тяжелое психическое расстройство довели его до самоубийства в 1976 году.