Найти в Дзене
Рок на БиС

Джаз и рок в английской провинции. Прогрессив часть 2. Canterbury Scene (1).

На первый взгляд кажется странным, что среди многих разновидностей английской прогрессивной музыки, развивавшихся в основном в Лондоне, есть одна особенная, центром которой стал относительно тихий городок Кентербери - место нахождения кафедры примаса англиканской церкви епископа Кентерберийского. Наибольшую известность городу приносят памятники архитектуры, самым знаменитым из которых является построенный в XII веке собор. Но, во второй половине 60-х годов двадцатого века Кентербери прославился в совершенно другой области. А началось всё с удивительной группы, не выпустившей ни одного прижизненного альбома. Группа называлась The Wilde Flowers и играла смесь попа и R&B с легкими джазовыми интонациями. А жили её участники в самом Кентербери и его окрестностях. За время существования The Wilde Flowers с 1963 по 1969 год через неё прошли основные действующие лица двух ансамблей, ставших лицом стиля, который получил название Canterbury Scene. Robert Wyatt, Kevin Ayers, Hugh Hopper просла

На первый взгляд кажется странным, что среди многих разновидностей английской прогрессивной музыки, развивавшихся в основном в Лондоне, есть одна особенная, центром которой стал относительно тихий городок Кентербери - место нахождения кафедры примаса англиканской церкви епископа Кентерберийского. Наибольшую известность городу приносят памятники архитектуры, самым знаменитым из которых является построенный в XII веке собор.

Но, во второй половине 60-х годов двадцатого века Кентербери прославился в совершенно другой области. А началось всё с удивительной группы, не выпустившей ни одного прижизненного альбома. Группа называлась The Wilde Flowers и играла смесь попа и R&B с легкими джазовыми интонациями. А жили её участники в самом Кентербери и его окрестностях. За время существования The Wilde Flowers с 1963 по 1969 год через неё прошли основные действующие лица двух ансамблей, ставших лицом стиля, который получил название Canterbury Scene. Robert Wyatt, Kevin Ayers, Hugh Hopper прославились в Soft Machine. Pye Hastings, David Sinclair, Richard Sinclair, Richard Coughlan - в Caravan. Отмечу что, на убыстрение процесса эволюции The Wilde Flowers в Soft Machine повлиял австралийский битник Daevid Allen, долго живший в ставшем убежищем для многих необычных и странных артистов доме родителей Robert Wyatt'а.

Вот так небольшой городок с населением меньшим чем 50 000 человек стал колыбелью оригинального стиля прогрессивного рока, а группа The Wilde Flowers тем семенем, из которого выросла вся причудливая, прихотливая и свободная кентерберийская сцена.

Неподготовленный слушатель не найдет немедленного очевидного сходства в музыке групп и исполнителей стиля Canterbury. Soft Machine, Caravan, Gong, Robert Wyatt, Kevin Ayers, Hatfield & the North, Egg, National Health и другие часто звучат абсолютно по-разному. Но, внимательно послушав несколько альбомов от разных групп, вы поймете, что все они эксплуатируют формулу смешения роковых ритмов с джазовыми импровизациями и интеллектуальным песенным творчеством. Добавьте сюда тесную связь с психоделией и получите Canterbury Scene.

Отдельные представители стиля включали в него фолковые элементы (Spirogyra), другие блюзовые нотки ( Carol Grimes, Delivery). Для полноты картины остается приплюсовать изрядное количество групп, использующих фрагменты классической музыки (например, все коллективы, где играл клавишник Dave Stewart) и применение многоголосия (это связано с поголовным участием детско-юношеского населения Кентербери в различных хорах).

Среди других характерных особенностей стиля замечу, что, хотя в нем играла целая пригоршня блестящих и действительно очень разных гитаристов ( Andy Summers, Allan Holdsworth, John Etheridge, Steve Hillage, Phil Miller), основными и лидирующими инструментами были клавишные.

И ещё одна специфическая чисто британская черта. Нам, иностранцам, для которых английский не родной, не понять. Но, английский радиоведущий и диск-жокей Джон Пил, один из самых авторитетных экспертов в области современной музыки, называл вокальный стиль ведущих представителей Canterbury Wyatt'а, Ayers'а и Richard Sinclair'а "школой анти-пения" из-за их очень своеобразных подходов к этому процессу. А позже влиятельный журнал "Jazzwise" определил их манеру как "английский джазовый вокал" в отличие от характерного американского.

Первая пятерка лучших альбомов Canterbury Scene.

1 Moving Gelatine Plates "The World of Genius Hans" Рейтинг: 4.34

2. Robert Wyatt "Rock Bottom" 1974. Рейтинг: 4.30

-2

3. Caravan "In The Land of Grey and Pink" 1971. Рейтинг: 4.28

-3

4. Khan "Space Shanty" 1972. Рейтинг: 4.28

-4

5. Supersister "To The Highest Bidder" 1971. Рейтинг: 4.27

-5

Где послушать эти альбомы? Найдете!))

А один образец жанра в конце всё-таки будет.)

До новых встреч!