Московский «Спартак» начала 1990-х - уникальное явление. Фактически установив монополию на добычу футбольного золота в России, он долгое время оставался бедным – в буквальном смысле слова – родственником рядом с сытыми, обеспеченными конкурентами. В других столичных – и не только – клубах в ту пору платили ощутимо больше.
Тренер Романцев в своих мемуарах "Правда обо мне и "Спартаке" (соавтор - журналист Денис Целых) подтвердил: зарплаты в "Спартаке" были одними из самых низких в лиге. Олег Иванович убеждён, что в команду игроки шли ради футбола и славы, а не за материальными благами.
По воспоминаниям Виктора Онопко, на первых порах в «Спартаке» его оклад составлял 200-300 долларов. В 1992 году курс бакса в России бешено скакал – от 125 рублей за доллар в июле до 414 в декабре. Соответственно, к концу первого сезона в Москве зарплата основного защитника достигала примерно 124 тысячи рублей. На первый взгляд, недурно по сравнению со среднемесячным доходом россиян в первый год независимости (16 тысяч по состоянию на декабрь 1992-го). Но на фоне цен на столичную недвижимость – копейки.
Той осенью средняя стоимость однушки в Москве составляла от 15 до 23 тысяч долларов. Сами можете посчитать, сколько нужно было горбатиться игроку элитного отечественного клуба ради собственной, даже маленькой квартирушки при ставке 300 «зеленых». Даже с премиальными – 300-400 долларов за победу в рублёвом эквиваленте – скопить на квартиру за сезон было нереально. Приезжим – Онопко, Никифорову, Цымбаларю, Пятницкому – ничего не оставалось, кроме как ютиться на базе в Тарасовке. Семейным, с детьми предоставляли по две спаренные комнаты. Ради возможности испытать себя в «народной команде» многие шли на понижение зарплаты.
Слышал такую байку: якобы украинский полузащитник Надуда и за $500 готов был носить ромб на груди, но повезло застать главного в отличном настроении. Романцев будто бы предложил в 10 раз больше. Для понимания: воспитанник «Спартака» Мамедов, к тому времени выигравший два чемпионата России, зарабатывал плюс-минус столько же, сколько малоизвестный приезжий новичок. Но заводить разговоры с главным на финансовые темы, тем более – спорить, мало кто решался. Дискуссии такого рода ОИР резко пресекал. В том "Спартаке" он был царь и бог.
«После девальвации ставки значительно поднялись, - рассказывал Онопко в интервью "Чемпионату". - Ведущие футболисты «Спартака» стали получать от семи до десяти тысяч долларов – таких денег, думаю, в ту пору в других российских клубах не было».
"Не ведущие" зарабатывали в полтора-два раза меньше.
В середине 1990-х «Спартак» достиг уровня платежеспособности, соответствующего своей особенному статусу в российском футболе, но даже с заурядными командами Испании или Италии не мог в этом плане конкурировать. Оттого и разъезжались ведущие исполнители по заграницам чуть ли не по первому зову. В финансовом отношении даже провинциальные Овьедо или Хихон в глазах наших футболистов выглядели привлекательнее Москвы. Современному поколению российских "звездочек" этого не понять – их «и здесь неплохо кормят».
Оставляйте комментарии, жмите палец вверх!
Где сейчас Пятницкий? В "Спартаке" 90-х Андрей был лидером
Как "Спартак" в последний раз стал чемпионом СССР. История знаменитого штрафного Шмарова
Тернавский трижды опекал Ромарио в 90-х. Где он сейчас?