Средиземноморский театр боевых действий на море во Вторую Мировую войну не так широко известен, как сражения на Тихом океане или даже битва в Атлантике. Но и здесь случались события, оставившие след в мировой истории. Об одном из таких мы недавно рассказывали. Сегодня же годовщина другой операции, вошедшей в историю как Бой у мыса Спартивенто (или Бой у мыса Теулада в итальянской классификации).
Сверхуспешная атака на Таранто в начале ноября побудила британское командование на проведение новых крупных операций в Средиземноморье. Таковой стало сопровождение большого конвоя из Гибралтара в Александрию.
Планировался конвой из 3 транспортов, который прикрывали 2 легких крейсера (каждый из них перевозил по 700 солдат) и 5 эскортных кораблей. До мыса Бон его должно было сопровождать Соединение «H» адмирала Сомервилла, оставшуюся часть пути — Александрийская эскадра (Соединение «D»), в то время как Гибралтарская группа, согласно плану, возвращалась на базу.
Утром 25 ноября 1940 г. командование ВМС Италии получило сообщение, что английская Гибралтарская эскадра вышла в Средиземное море (конвой пока обнаружен не был). На следующий день Александрийская эскадра была замечена возле Крита. Предположив, что противник проводит крупную операцию, Супермарина немедленно отправила в море итальянский флот, приказав утром 27 ноября занять позицию южнее Сардинии.
Итальянское соединение включало два линкора (из трех исправных в составе Regia Marina) «Витторио Венето» (флагман адмирала Кампиони) и «Джулио Чезаре», тяжелые крейсеры «Пола», «Фиуме», «Гориция», «Триест», «Тренто» и «Больцано». Фактически, это были все тяжелые силы флота - в портах остались лишь «Зара» и «Андреа Дориа». Дополнительно с линкорами и крейсерами следовало 14 (!) эсминцев: «Аскари», «Карабинере», «Ланчиере», «Ориани», «Альфиери», «Кардуччи», «Джиоберти», «Альпино», «Берсаглере», «Фузилере», «Гранатьере», «Дардо», «Фреччиа» и «Саэтта». Итальянские ВВС на о. Сардиния выделили 27-, 28- и 38-ю группы (бомбардировщики Savoia-Marchetti S.M.79), 3-ю истребительную группу (истребители Fiat C.R.32), 93- и 94-ю морскую ударную группу (бомбардировщики CANT Z.506).
Английские силы прикрытия конвоя состояли из Соединения «Н» (линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял», крейсеры «Шеффилд», «Диспетч» и эсминцы «Энкаутер», «Фолкнор», «Файрдрейк», «Форестер», «Гриффин», «Джагуар», «Келвин», «Данкан») и Соединения «D» (линкор «Рамиллес», крейсеры «Бервик», «Ньюкасл», «Ковентри» и эсминцы «Дефендер», «Галлант», «Гриффин», «Грейхаунд» и «Хереуорд»). Конвой из 3 транспортов и 4 корветов охраняло Соединение «F» (крейсера «Саутгемптон» и «Манчестер», а также эсминец «Хотспур»).
Ввиду малочисленности своих линейных сил и изменившегося места базирования, итальянцы решили атаковать Гибралтарское соединение в Западном Средиземноморье. В полдень 26 ноября силы Regia Marina вышли из Неаполя и Мессины и, соединившись около 18:00, пошли на запад, рассчитывая утром следующих суток встретиться с противником южнее о. Сардиния.
К ночи они развернули дозор в Сицилийском проливе силами флотилии эскортных миноносцев и двух флотилий торпедных катеров, которые и обнаружили проход Соединения «D». Вскоре после полуночи 26 ноября эскортный миноносец «Сирио» заметил 7 «неизвестных кораблей», идущих на восток возле мыса Бон. Эсминец выпустил две торпеды, но попаданий не добился. Благо и сам остался незамеченным.
С рассветом 27 ноября итальянские корабли организовали поиски противника посредством бортовых гидросамолетов. В 09:45 самолет Ro.43 с крейсера «Фиуме» обнаружил английскую эскадру в 20 милях от алжирского Шетаиби. Самолет сообщил, что она состоит из 1 линкора, 2 крейсеров и 4 эскадренных миноносцев+. Британское соединение по составу уступало итальянцам, и в 11:28 итальянские корабли легли на курс перехвата на скорости 18 узлов. Итальянские силы двигались тремя группами — три крейсера находились в 30 милях южнее м. Теулада, три крейсера — немного южнее, линкоры — в 12 милях к северу от крейсеров. Полчаса спустя разведчик с крейсера «Больцано» увидел объединившиеся британские силы (в 11:30 к Сомервиллу присоединилось Соединение «D»). Определяя состав британской эскадры, экипаж самолета ошибся, насчитав три линкора вместо двух, а их координаты были определены намного ближе.
Учитывая сложную ситуацию, в которой находился итальянский флот после атаки Таранто, адмирал Кампиони получил приказ вступить в бой только с заведомо более слабым противником. Поэтому, когда к полудню были получены сообщения о превосходящих силах англичан, также опасаясь атак британских палубных самолетов, Кампиони принял решение прекратить операцию. В 12:07 «Витторио Венето» просигналил разворот и приказ не вступать в бой. Но противников разделяло уже всего 15 миль, поэтому бой между крейсерскими отрядами был неизбежен.
В 11:45 Сомервилл был проинформирован о позиции эскадры Кампиони, от которой она находилась на расстоянии около 80 км. Английский адмирал беспокоился о превосходстве Италии, но после объединения с Соединением «D» около полудня, ситуация изменилась. «Арк Ройял» мог послать свои самолеты-торпедоносцы в атаку, прикрываясь солнечными лучами и замедлить итальянские корабли, которые в противном случае были бы быстрее, чем большинство английских.
В это время боевой порядок англичан был следующим: в 8 милях впереди «Ринауна» двигалась завеса крейсеров («Манчестер», «Шеффилд», «Саутгемптон», «Бервик», «Ньюкасл») контр-адмирала Холланда, чуть позади - девять эсминцев; замыкал строй тихоходный «Рамиллес». Остальные корабли, включая авианосец «Арк Ройял», находились южнее и прикрывали конвой (который был обнаружен разведчиком с «Гориции» лишь в 11:55). Итальянские тяжелые крейсеры двигались двумя кильватерными колоннами, из которых ближе к противнику была 3-я дивизия контр-адмирала Сансонетти, а в нескольких милях восточнее — 1-я дивизия контр-адмирала Маттеуччи.
В 12:15 итальянские корабли повернули к Неаполю и тут же 3-я дивизия крейсеров, находившаяся южнее главных сил, заметила британские корабли. В 12:16 наблюдатели с «Полы» по пеленгу 200° обнаружили тяжелый крейсер «Бервик». В нарушение приказа не вступать в бой в 12:20 дивизия Маттеуччи открыла огонь с дистанции 110 кабельтовых. Спустя несколько минут открыли огонь и крейсера Сансонетти. Несмотря на то, что солнце, стоявшее на юге высоко в зените, слепило глаза итальянским наводчикам, их стрельба была довольно точной. Первые два залпа легли всего в 90 м от крейсера «Манчестер». В 12:22 «Бервик» получил попадание 203-мм снарядом в барбет башни «Y» (погибло 7 человек, ранено 9). В 12:35 он получил второе попадание, покинул строй и на малой скорости направился в Гибралтар. Английские крейсеры также вступили в бой, сконцентрировав огонь на ближайших «Фиуме» и «Тренто». В 12:24 в перестрелку вступил линейный крейсер «Ринаун». Его залпы с дистанции 130 кабельтовых ложились близко, однако через 10 минут все главные цели скрылись в дыму. «Рамиллес» успел дать два залпа с предельной для своих орудий дистанции.
Английские крейсеры преследовали противника, но тут проявилось превосходство итальянцев в скорости (согласно отчету Якино, тяжелый крейсер «Пола» развил скорость 34 узла). 3-я дивизия отвернула на север и довольно скоро стала недосягаема для английских орудий. Однако при этом эсминец «Ланчиере» получил три попадания 152-мм снарядами от крейсера «Манчестер», в результате чего лишился хода, но был взят на буксир эсминцем «Аскари». В 12:42 англичане перенесли огонь на крейсера 1-й дивизии, отход которой задерживал «Фиуме», не способный развить полной скорости из-за неисправности механизмов. Эсминцы сопровождения поставили дымовую завесу, в которой крейсер укрылся.
Около 12:40 последовал налёт 11 торпедоносцев «Суордфиш» с «Арк Ройяла» — 5 из них выбрали для атаки «Фиуме» и 6 атаковали флагманский «Витторио Венето». Самолеты выходили на цель разрозненно и благодаря умелому маневрированию, все торпеды прошли мимо. Хотя аэродромы на Сардинии были всего в 65 милях от боя, итальянские самолеты так и не появились, чтобы защитить свои корабли. Эта атака торпедоносцев показала, насколько рискованной будет попытка итальянских линкоров выдвинуться на помощь своим крейсерам, находящихся под обстрелом линейного крейсера «Ринаун».
В 13:00 английские крейсеры приблизились к «Витторио Венето» и линкор открыл огонь с дистанции 27 км из кормовых орудий. Четвертым залпом он накрыл противников. Как только те обнаружили, что их обстреливает линкор, они сразу повернули на юго-восток, поставив дымовую завесу. Кампиони продолжал отходить на скорости 25 узлов, увеличивая расстояние между противниками. Попытка англичан возобновить преследование была пресечена несколькими залпами флагмана из кормовой башни (всего им выпущено 19 снарядов). Далее обе стороны потеряли друг друга из вида, и в 13:10 стрельба прекратилась.
В районе боя у итальянцев оставался еще поврежденный «Ланчиере», следовавший на буксире. В 13:26 Сансонетти запросил у командующего 2-й эскадрой Якино разрешение вернуться со своими крейсерами, чтобы прикрыть отход поврежденного корабля. В течение 20 минут, пока не стало ясно, что эскадренным миноносцам ничего не угрожает, 3-я дивизия следовала между ними и вероятным местонахождением противника. В 15:30 итальянские корабли атаковали торпедоносцы «Суордфиш», а в 15:35 бомбардировщики «Скьюа», но добились лишь нескольких близких разрывов у борта «Больцано». В итоге «Ланчиере» благополучно отбуксировали в Кальяри.
Бой продолжался 54 минуты, в ходе него у англичан был поврежден тяжелый крейсер «Бервик», у итальянцев повреждения получил один эсминец. Несмотря на ничейный исход, в целом бой стал крупным тактическим поражением итальянцев, хотя баланс потерь был в их пользу. Англичане выполнили свою задачу и провели конвой. Более того, учитывая реальное соотношение сил в бою, итальянцы обязаны были действовать решительнее, имея все шансы добиться благоприятного исхода. С другой стороны, адмирал Сомервилл также не проявил настойчивости в продолжении боя, хотя у него были основания считать, что положение гораздо благоприятнее, чем было на самом деле, т. к. пилоты торпедоносцев заявили, что добились попаданий в «Витторио Венето» и 3 крейсера итальянцев.
Поведение в бою командующего английскими силами адмирала Сомервилла в Лондоне сочли неудовлетворительным, и вернувшись в Гибралтар, он немедленно предстал перед следственной комиссией. Но Сомервилл был оправдан от обвинений в не энергичном ведении боя.
Адмирал Кампиони в бою следовал инструкциям Супермарины: не рисковать и не вступать в бой, если только противник явно не уступает в силах, и он не попытался реализовать численное преимущество. Неточные сообщения разведывательных самолетов убедили адмирала Кампиони, что британская эскадра превосходит итальянскую. 8 декабря 1940 г. за слишком осторожное командование адмирал Кампиони был снят с должности.
Многих участников битвы у Спартивенто вы можете встретить в нашей игре World of Warships. Переходите по ссылке, регистрируйтесь и присоединяйтесь к онлайн-баталиям!