Найти в Дзене
Морская коллекция

Эсминцы. Буря мглою небо кроет..."Буря" и "Вихрь".

В 1924 молодое,но чрезвычайно амбициозное государство Ржечь Посполита,возникшее на обломках Российской империи,приняло "малую программу" по развитию флота. Польше при создании достался выход к Балтике на небольшом участке побережья ,но порт рядом контролировался вольным городом Данцигом,с в основном немецким населением,который наотрез отказался приютить планируемые к созданию ВМС Польши. В итоге

В 1924 молодое,но чрезвычайно амбициозное государство Ржечь Посполита,возникшее на обломках Российской империи,приняло "малую программу" по развитию флота. Польше при создании достался выход к Балтике на небольшом участке побережья ,но порт рядом контролировался вольным городом Данцигом,с в основном немецким населением,который наотрез отказался приютить планируемые к созданию ВМС Польши. В итоге поляки начали строить свой порт-и военно-морскую базу в поселке Гдыня,а параллельно создавать и сам флот.По старому лимитрофному обычаю "великая держава от можа до можа" числилась клиентом Франции. Как раз правительству Владислава Грабовского удалось выбить кредит у своей покровительницы. Кредит был связанным,только под заказ на французских верфях. Более того,верфь полякам подобрали тоже французские власти. Как раз в небольшом французском городке Бленвиль-сюр-Орн хирела без заказов «Шантье Наваль Франсез» ,ей уже грозило закрытие. Получать новые сотни безработных французскому правительству было без интереса,да и руководство верфи видимо нашло путь к сердцу некоторых министров. В общем верфи,не имевшей до этого опыта постройки эсминцев,поручили построить два эсминца для незалежной Польши. Заказ на постройку разместили 2.4.1926. Стоимость контракта составила 1 202 100 долларов. Верфь в итоге все равно обанкротилась,строительство из-за забастовок затянулось,в итоге «Вихера» —строили 27 месяцев, а «Бужу» — 39 месяцев .

Крёстной матерью "Бужи" стала А. Блежинская, жена военного атташе Польши во Франции полковника Блежинского,а "Вихера" Елена Хлаповская, жена Альфреда Хлаповского ,польского посла во Франции.

За основу проекта взяли французский эсминец типа «Бурраск» . Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм “пом-помы” и установке оборудования для минных постановок.

Новые эсминцы получили наименования- “Burza” и “Wicher” (в принципе без перевода понятно ),они стали первыми крупными кораблями польского флота и должны были ,согласно проекту,стать сильнейшими в своем классе на Балтике.

«Бужа» ORP“Burza” (Шторм) B, BU, H73, N-52, 52, 252 Заложен 1 ноября 1927 . Спущен на воду 16 апреля 1929 . Введён в эксплуатацию 10 августа 1932. Выведен из состава флота 24 февраля 1960 (исключён из состава ВМС),1960-1975 -корабль-музей.31 декабря 1976 (вычеркнут из реестра) . разобран в Свиноуйсьце на металл
"Вихер"ORP“Wicher”(Вихрь) Chantiers navals français, Бленвиль-сюр-Орн Заложен 19 февраля 1927 года .Спущен на воду 10 июля 1928 года .Введён в эксплуатацию 8 июля 1930 года .Потоплен 3.09.1939 года

Водоизмещение 1400/1540/1910 т .Длина 106,9 м .Ширина 10,5 м .Осадка 3,3 м .Двигатели-2 паровые турбины Parsons, три водотрубных котла типа Yarrow-Normand ,35 000 л. с., Движитель 2 гребных винта . Скорость хода 33 узла . Дальность плавания 3000 морских миль на скорости 15 узлов .Экипаж 162 человека (12 офицеров) .Вооружение- 4 130-мм пушки 24 г., Зенитная артиллерия- 2 40-мм пушки Vickers wz.28 и 2×2 13,2 мм wz. 30 пулемёта . Противолодочное вооружение - 2 бомбомета Thornycroft и 6 глубинных бомб или 2 бомбовых лотка и 20 глубинных бомб .Минно-торпедное вооружение- 60 мин wz. 08, 2×3 торпедных аппарата калибром 550 мм . Радиоэлектронное вооружение - основная рст SM1K, КВ — RKD/K и РПРД R-J

Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. “Wicher” и “Burza” на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа “Grom” (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО. На “Burza” в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2×4 12,7-мм пул. “Виккерс”. В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение – вместо орудия ГК “А” смонтировали РБУ “Хеджехог”; число бомбометов довели до четырех, что вместе с двумя бомбосбрасывателями обеспечивало кораблю возможность проводить “10-бомбовый залп”. Орудие ГК “X” заменили на счетверенный 40-мм “пом-пом”, а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные “пом-помы” – на 4 х 1 20-мм “эрликона” (впоследствии их число довели до шести: два – на крыльях мостика, два – по бокам третьей дымовой трубы и два – перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение “Burza” достигло 2430 т.

Вооружение- до 1940-4 x 130-мм корабельных орудия Schneider-Creusot wz. 19/24,2 x 40-мм зенитных орудия Vickers-Armstrong wz.28,2 × 13,2-мм спаренные тяжёлые зенитные пулемёты Hotchkisswz. 30,2 трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата для торпед калибром 533 мм,2 кормовых бомбосбрасывателя, 20 глубинных бомб wz. BH 200, бомбомёт Thornycroft (10 глубинных бомб),30 морских мин wz. 08/39

1940—1942-4 x 130-мм корабельных орудия Schneider-Creusot wz. 19/24,76-мм орудие Mk Vna,2 x 40-мм зенитных орудия Vickers-Armstrong wz.28,2 x 13,2-мм двойных зенитных пулемёта Hotchkiss wz. 30 образца 1935 года,2 x 12,7-мм пулемёта Vickers Mk III,3 торпедных аппарата диаметром 550 мм для торпед калибром 533 мм,2 отверстия для сброса глубинных бомб (20 бомб массой 200 кг),2 бомбомёта Thornycroft (20 глубинных бомб)

1942—1946-2 x 130-мм корабельных орудия Schneider-Creusot wz. 19/24,76-мм орудие Mk Vna,40-мм зенитное орудие Mk VIII,4 x 20-мм орудия Эрликон,3 торпедных аппарата диаметром 550 мм для торпед калибром 533 мм,Бомбомёт типа «Hedgehog»,2 отверстия для сброса глубинных бомб,4 бомбомёта Thornycroft Mk IV

С 1955-4 x 100-мм орудия wz.34,4 x 37-мм двойные зенитные орудия В-11М,Отверстие для сброса глубинных бомб,4 бомбомёта,60 мин. В 1955 году водоизмещение повышено до 2240 т,скорость снижена до 30 узлов. Реконструкция и модернизация значительно изменили внешний вид корабля. На месте второго и третьего дымохода был создан один, но гораздо шире, была заменена конструкция соединяющая переднюю мачту с надстройкой мостика, а также были установлены новые реи на мачте. На главной палубе между двумя трубами были установлены две лодки: с левой стороны - моторная, справа - шестивесельная.

Главный калибр эскадренного миноносца состоял из четырёх 130-мм корабельных пушек модели Шнайдера-Крёзо образца 1924 года в одноорудийных полубашенных установках. Две из них на носу и две на корме, все — в позициях для стрельбы на примерно 3/4 окружности. Максимальный угол возвышения этих орудий составлял 35°, снаряд массой 32,5 кг мог пролететь чуть более 18 км . Зенитная артиллерия корабля состояла из двух одноствольных автоматических зенитных пушек Vickers Mark II калибром 40 мм, максимальный угол их подъёма 85°, а скорострельность — 120 выстрелов в минуту (при 200 выстрелах теоретически). Дальность стрельбы по горизонтали 5700 м, по вертикальном — 3980 м. С 1935 года к ним прибавились два спаренных пулемёта Гочкис образца 1930 года калибром 13,2 мм. Орудия Vickers были установлены на корме по одному на каждый борт, а пулемёты — по бокам ходового мостика.

Схема бронирования судна использовалась стандартная - противоосколочная. Более важные сектора корпуса имели броню 16 мм, а остальные 13 мм. Броня башен -15 мм, палуба - 7 мм, надстройки - 10 мм.

Два строенных торпедных аппарата калибром 550 мм с отделениями для торпед калибром 533 и 450 мм были размещены в корме симметрично относительно диаметральной плоскости корабля. Над ними находились ещё несколько прожекторов. Два бомбомёта с запасом 20 глубинных бомб Wz BH200 по 200 кг установлены в корме. До 1934 года на корабле были автоматические сбрасыватели бомб Thornycroft с шестью глубинными бомбами по 100 кг. Вооружение предоставил арсенал в Шербуре. Также на эсминце установлено радиооборудование: основная радиостанция SM1K, коротковолновая RKD/K и радиопередатчик R-J.

Первый поход, ORP Burza и ORP Wicher совместно с кораблями эскадры подводных лодок, осуществили 25 августа 1932 года в Стокгольм. В июле 1934 года, ORP Burza и его старший близнец ORP Wicher совершили путешествие в Ленинград. В августе, тот же состав судов, но усиленный подводными лодками и ORP Wilia, посетил Копенгаген. В следующем году, в июне, ORP Burza вместе с ORP Wicher посетили немецкую военно-морскую базу в Киле. В июле, эскадра эсминцев совершила визит в Хельсинки и Таллин.

В Копенгагене
В Копенгагене

В Ленинграде

20 мая 1937 года, на рейде в Спитхеде, судно приняло участие в коронации Георга VI. 20 августа, «Буря» вместе с «Вихрем» и «Громом» отплыла с визитом в Таллин и Ригу. На рубеже 1937/38, на судне была произведена модернизация рулевых двигателей и электрооборудования, а также был убран отличительный знак «B» с борта эсминца. В апреле 1939 «Буря» отправился с заданием «эскорта» новейшего достояния польского флота ORP Sęp, в порт Гдыня.

ORP Wicher остался для охраны берегов близ Гдыни. На корабль был загружен дополнительный боекомплект, а капитан получил 11 тысяч долларов (на то время - огромные деньги), на случай если Wicher окажется в союзном порту. В ночь с 1 на 2 сентября, польский флот приступил к выполнению операции "Рурка", в ходе которой минные заградители должны были установить мины на линии Хель-Сопот. Задачей Wicher было прикрытие минного заградителя Gryf, который выходил из порта Пиллау (сейчас г. Балтийск Калининградской области). В ходе минирования, на эсминец и заградитель совершили атаку пикирующие бомбардировщики Ju 87.

Благодаря грамотным действиям офицеров эсминца, удалось избежать повреждений судна, но на палубу Gryf попала бомба, взрыв которой стоил жизни пятерых моряков, в том числе капитана. Заместитель капитана, приказал сбросить за борт все оставшиеся мины, чтобы в случае повторной бомбардировки избежать их детонации. Операция была сорвана.

Рано утром 2 сентября Wicher и Gryf прибыли в порт города Хель и по приказу командования перекрыли собой вход в гавань , превратились в плавучие батареи. Капитан эсминца был против этой затеи и пытался убедить командование в необходимости прорыва корабля в Данию. С корабля убрали торпедные аппараты и люки для глубинных бомб. Вечером того же дня, немцы снова совершили безуспешную авиаатаку на Wicher.

Авианалеты продолжались всю ночь, ни один из них не принес успеха, но боевой дух команды упал практически до нуля, к тому же по близости не было обнаружено ни одного союзного судна (кроме Gryf). Утром следующего дня, два немецких эсминца приблизились к порту и открыли огонь по Wicher и Gryf. Поляки смогли дать немцам достойный отпор и заставили немцев отступить под прикрытием дымовой завесы. Через несколько часов вновь началась бомбардировка, в ходе которой Gryf получил серьезные повреждения корпуса и понес потери среди личного состава, а Wicher вновь избежал прямых попаданий.

3 сентября примерно в 15:00 на палубу эсминца упали 4 бомбы, которые нанесли серьезные повреждения палубе и бортам, 1 человек погиб, около 20 получили ранения. В результате повреждений корпус наполнился водой и накренившись корабль затонул на мелководье. На следующий день штаб ВМФ Польши узнал о потере эсминца и исключил его из списков флота. Матросам удалось спастись и большинство из них принимали участие в сухопутных боях, пока Польша не капитулировала 2 октября 1939. Немцы ,захватив Хель ,подняли эсминец и планировали ввести в состав собственных ВМС, переименовав в "Seerose" (Морская роза)". Во время буксировки он снова затонул, на этот раз над водой были видны лишь его трубы и некоторые надстройки. Поскольку эсминец не мешал ходу других кораблей, второй раз поднимать его не стали. После войны использовался как учебная мишень для польской авиации, в 1963 часть корабля подняли и утилизировали, а оставшаяся часть служит объектом для исследований дайверов.

30 августа 1939 года польские эсминцы ORP Burza, Błyskawica и Grom получили приказ выйти из Балтийского театра военных действий в более безопасные воды Великобритании, перед лицом неминуемого начала Второй мировой войны (план «Пекин»). Польское Верховное командование понимало, что в случае начала войны с Германией, флот которой имел значительное численное превосходство, польские ВМС вероятнее всего будут уничтожены. Кроме того, эвакуация кораблей в военное время практически невозможна, так как датские проливы находились в зоне оперативной досягаемости Kriegsmarine и Luftwaffe. Эсминцы выступили в поход под командованием командор-поручика Романа Станкевича. После полуночи корабли вошли в Эресунн, встретив в проливе германские эсминец и лёгкий крейсер Königsberg. Далее группа проследовала через Каттегат и Скагеррак.

31 августа корабли были замечены немецкой морской авиацией, после чего группа сменила курс в сторону Норвегии, рассчитывая ночью избавиться от нежелательного авиасопровождения. Позднее корабли легли на прежний курс и вошли в Северное море. 1 сентября 1939 года польские корабли встретили по пути британские эсминцы HMS Wanderer и HMS Wallace, и в их сопровождении дошли до порта Лейт, а ночью достигли базы в Росайт.

ORP Burza впоследствии сопровождал многочисленные конвои. 22 февраля 1943 года, во время обороны конвоя ON-166 совместно с американским кораблём «Кэмпбелл», сумел уничтожить подлодку U-606. Первый серьёзный ущерб «Буря» получает возле города Кале, от немецких бомбардировщиков, во время обстрела вторгшихся во Францию немецких моторизованных колонн. Артиллерия «Бури» уничтожает один бомбардировщик и повреждает другой. С повреждённым бомбой носом и пробоиной свыше четырех метров эсминец вернулся в Дувр, где был отремонтирован и возвращён в строй.

В 1944 году получил статус учебного судна, с 1945 года стал базой подлодок. В 1946 году передан Королевскому флоту Великобритании. В июле 1951 года возвращён Польше и доставлен в Гдыню буксиром Swarożyc. В 1955 году после ремонта вошёл в состав польских ВМС как корабль ПВО. 24 февраля 1960 года эсминец ORP Burza был исключён из списка кораблей ВМС Польши и 31 мая 1960 года стал кораблем-музеем с местом базирования в Гдыне.В 1976 году был выведен из состава флота Польши, а через год его разобрали.

В 1958 году СССР передал польским ВМС эсминец "Скорый", который в польском флоте так же носил название "Wicher"

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам