Дизайнер Люба Тепцова из Санкт-Петербурга создает одежду с традиционным орнаментом и возрождает, ставший декоративным, язык символов и знаков.
Наследие в трех словах:
Богатство;
Красота;
Гордость.
O R N A M E N T Ы
Лет 10 назад я ехала в автобусе и решила, что надо бы заняться орнаментами, в этом что-то есть. Это был чистый инсайт, совершенно бессознательный импульс. На тот момент я уже была выпускницей филфака, переводчиком, художником, дизайнером одежды. Но потом свадьба и рождение детей сузили зону интересов до самого главного - до орнаментов. Одежда стала одним из любимых инструментов для трансляции моих идей. С тех пор эта тема меня не отпускает, уровень погружения и осознанности растет, а желание создавать красивую одежду с полезными во всех смыслах узорами не ослабевает.
Сверхзадача проекта - вернуть орнаментам утерянную функцию метаязыка. Для этого мне пришлось осмыслить явление орнамента с самых разных сторон: как искусство, как технику, как ритуал, как математический закон.
Я пришла к выводу, что орнамент - язык универсальный и очень полезный для человека.
Любому языку, чтобы выжить, нужно чтобы на нем говорили и чтобы его понимали. Этим я и занимаюсь: сочиняю узоры, рассказываю о смыслах и образах, которые в них закладываю. Это могут быть вполне конкретные даты и слова, а могут и более абстрактные знаки и ритмы, но суть остается неизменной - за каждым узором стоит информация.
Орнамент - сокровище, он имеет значение, и не стоит носить на себе надписи или изображения с размытым смыслом.
Когда я рисую, то действую спонтанно, не копирую старинные узоры, не делаю реплик. Но за годы работы у меня сложился некий "словарь" символов и образов, и я всегда опираюсь на ряд простых принципов, обоснованных математикой и традицией.
Переход от старинного в современное случается внутри меня. Я черпаю магическое ощущение традиции из многих источников - из архитектуры, из фольклора, из литературы и живописи, из истории и музыки, из философии и антропологии - а потом транслирую "увиденное" через авторские узоры на современную одежду. И, кстати, много ещё на что. Красоты должно быть много!
Сейчас я работаю сразу над несколькими проектами: отшиваю капсульную коллекцию, печатаю и расписываю ткань, разрабатываю несколько личных узоров, веду микроблог instagram и обдумываю несколько коллабораций с дружественными проектами.
Живая традиция
Больше всего я люблю истории про магические совпадения. У меня есть близкие друзья, давным-давно я сочинила для них свадебный узор, в котором много раз повторялись их любимые цифры: 8 и 3. Я расписала вручную рубашку для жениха и блузку для невесты. И началось! Эти цифры стали проявляйся повсюду вокруг них: в гостиничных номерах, в свидетельстве о браке и даже на транспортных билетах. Мы над этим смеялись и шутили, но когда 8 и 3 проявились в номерке из роддома у их первенца, мы окончательно убедились в том, что орнамент работает. Такие истории становятся частью семейного фольклора, наследством. В этом и есть волшебство живой традиции.
Мне кажется, люди в России начинают понимать возможность утраты наследия, осознанность нарастает, защита укрепляется.
Традиция обновляется у нас на глазах и примеров тому множество, особенно в искусстве. Конечно, это ещё не мейнстрим, но дело явно пошло в гору, особенно за последние 5 - 10 лет. Но что особенно вселяет в меня надежду, так это современные труды по антропологии и социологии. Говорят, что архаизация любого общества, то есть возврат к традиции, происходит стихийно, в момент кризиса, и несет в себе исцеляющую функцию. Лично для меня это крайне важно.
Меня вдохновляют множество проектов. Например, есть такой замечательный исследовательский проект «Прагмема». Он был создан в рамках Пропповского центра в Санкт-Петербурге. В базе данных проекта тонны этнографических материалов, собранных за последние 30 лет - по сути, это новый виток осмысления российской действительности. Раньше я думала, что традиция ушла из жизни, её последнее пристанище - этнографические музеи. Оказывается, все иначе! Традиция живет внутри людей.
Подготовка публикации: Виктор Жигульский
Фото: архив Любы Тепцовой
(с) ПроНаследие, 2019. При копировании просим указывать ссылку на источник.