Сергей Есенин…
Сюжет его судьбы сложился по законам особого есенинского художественного мира: не как романтическая баллада, а как волшебная сказка, но - с трагическим концом. Воспевая мир как дом и родство, сочиняя трогательные стихотворные послания матери, сестре, деду, Есенин до конца жизни так не имел собственного дома и настоящей семьи.
С того самого 9-го марта, когда 19-летний Есенин приехал завоёвывать Петербург и современную поэзию открылась чистая страница его летописи под названием -ЖИЗНЬ.
- Он только, что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня он не похож…- описывает первую встречу с Есениным Анна Изряднова. – С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом…
Между Анной и Сергеем сразу промелькнула искра любви. Девушка души не чаяла в тогда ещё никому неизвестном поэте. В декабре 1914 года у них родился сын Юрий. Из воспоминаний Изрядновой: «- Когда я вернулась с сыном домой, был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное: ждал. На ребёнка смотрел с любопытством, всё твердил: «Вот я и отец».
Но любовь как-то быстро погасла, не успев разгореться в яркое пламя – они не были официально женаты. Есенин просто собрал вещи и ушёл.
«…Зина, это очень серьёзно. Поймите же, я люблю вас… с первого взгляда. Давайте обвенчаемся! Немедленно! Если откажетесь, покончу с собой… Решайтесь! Да или нет?»
И редкая красавица Зинаида Райх ответила Есенину «да!» Наверное, их брак мог бы быть счастливым. Но Есенин был очень ревнив. Он не мог простить ей её ложь. – Зинаида сказала ему, что он у неё первый, - вспоминал друг Есенина, поэт Анатолий Мариенгоф. – И соврала. «Зачем соврала она мне, гадина? - вопрошал у друга Есенин, опустошив очередной стакан. И судорога сводила лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулаки.
Напившись, он становился просто невыносим, устраивал жене безобразные скандалы. Бил, потом вымаливая прощение, валялся в ногах. Семейная жизнь была мучительной и бессмысленной. Спустя четыре года Сергей Есенин подал на развод. И даже то, что Зинаида Райх родила Есенину двух детей – Татьяну и Константина – не смогло спасти их брак.
В 1921 году, по словам Пастернака, Есенин, «как жар-птицу поймал за хвост Айседору Дункан». Это вновь была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И неважно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Балерина с мировым именем была богата и готова всё отдать, только чтобы её любимый Серёжа был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки … Она оплачивала всё.
В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Кстати, в Америку Есенина и Дункан смогли попасть лишь по ходатайству американского президента, с условием, что Есенин не будет, как в Берлине, петь «Интернационал» в публичных местах. В Новом Свете, не интересующемся поэзией, Есенин оказался всего лишь мужем Дункан, частью её «свиты», деталью её экзотического облика. От этого он злился, пил, гулял, бил, потом каялся и снова объяснялся в любви. Брак приходил к логическому завершению. И однажды, когда Айседора отправилась на гастроли в Крым и там ждала Сергея, который обещал вскоре приехать, получила телеграмму: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».
На тот период он не был женат. Но рядом с ним была верная, давно влюблённая в него Галина Бениславская. Телеграмму в Крым дала она. Галина считала его своим мужем, но он же говорил ей «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…»
Есенин приводил в её дом женщин и тут же её утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил – и не мог иначе. Для меня любовь – это страшное мучение, это так мучительно…»
В 1924 году у Есенина родился внебрачный сын Александр от бурного романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин.
Спустя год Сергей Есенин женился на Софье Толстой. Софья, как и её знаменитая бабушка была готова всю свою жизнь посвятить мужу и его творчеству. Казалось бы, всё хорошо. Наконец-то у поэта появился дом, любящая жена, помощник и друг. Но Есенин, встретив приятеля, на вопрос: «Как жизнь?» - отвечал: «Готовлю собрание сочинений в трёх томах и живу с нелюбимой женщиной.»
Софье Толстой пришлось пережить страшное время – она была рядом с Сергеем Есениным перед его смертью, в пору его страшной депрессии. И именно Софья ездила за трупом мужа и хоронила его.
Хоронили Есенина в последний день 1925 года. По пути на Ваганьковское кладбище гроб обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре.
Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь…
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Эти стихи читал Есенин на том же самом месте всего полгода назад.
Ровно через год, влюблённая в Сергея женщина, Галина Бениславская, покончила с собой на его могиле .