Помню, во времена перестройки все кинулись делать разоблачительное кино. Наример, образцовый советский режиссер Гостев снял беспросветный тюремный "Беспредел"; автор патриотических боевиков о советской армии Туманишвили выпустил "Аварию -дочь мента", жуткий треш, сваливший в кучу едва ли не все тогдашние горячие темы. Сталин, ГУЛАГ, коррупция, мафия - на фоне этого угарного мрака "польский Спилберг", автор "Ва-банка" и "Новых амазонок" Юлиуш Махульский вдруг снимает легкую и задорную комедию из 20-х годов, "эры джаза" США и эпохи революционного энтузиазма СССР. Это было неожиданно - и очень смешно.
Мик Нич, чикагский бутлегер и осведомитель полиции, чтобы избежать мести мафии, бежит на родину - в советскую ныне Одессу. Отомстить предателю - дело чести для мафиозных донов, и по следам беглеца отправляется Джонни Поллак, киллер с польскими корнями. Профессиональный убийца еще не представляет, что простая работа окажется задачей из разряда "миссия невыполнима" в молодой советской республике. Столкнувшись с реалиями "нового мира", бедный киллер проклянет тот миг, когда взялся за задание.
"Дежа вю" - советско-польская продукция. Александр Бородянский, автор "Афони", "Мы из джаза" и "Курьера", написал отличный сценарий, наполнив его искрометными шутками , неожиданными поворотами, яркими персонажами, одесским колоритом, а талантливый комедиограф Юлиуш Махульский с отменным чувством юмора перенёс историю на экран.
Что делает "Дежа вю" особенно обаятельным - это веселый и совершенно не "в духе времени" беззлобный характер. В фильме масса юмора, основанного на специфике советской жизни, но ни сценарист, ни режиссер не ставят задачу "разоблачать ужасы СССР" - они снимают лихую комедию и одинаково шутят над чикагскими гангстерами и советскими "органами", бесноватыми велосипедистами из Германии, евреями, украинцами и "гостями с Востока". Политика, актуальные темы авторов не волнуют - они развлекают, смешат зрителей. И делают это, надо сказать, отменно.
Актеры - огромная ценность комедии. "Дежа вю" в этом плане не подводит. Великолепный Ежи Штур прекрасно справляется с ролью киллера, попадающего в советскую Одессу и переживающего каскад невероятных приключений - порой на грани абсурда. У Штура достойнейшие партнеры - эффектный "злодей" Владимир Головин, харизматичный одессит "Японец" - Николай Караченцов, прекрасные характерные актеры в эпизодических ролях. Все исполнители чувствуют природу комедийного жанра, играют легко, гротескно, но органично, без убогого комикования, ставшего нормой сегодняшних "комедиантов", взросших в недрах КВН и "Камеди Клаба".
Обаяния "Дежа вю" добавляет и уважительное обыгрывание "киношных" мотивов. В чикагских сценах - отсылки к гангстерской классике вроде "Крестного отца"; экранные гангстеры носят имена мастеров Голливуда итальянского происхождения - Де Ниро, Чимино, Де Пальма, Коппола, Пачино. В Одессе герой Штура поневоле становится актером легендарного эпизода Одесской лестницы из "Броненосца "Потемкина". Мик Нич с "Максимом" на чердаке повторяет знаменитую сцену из "Чапаева" - "Врешь! Не возьмешь!". Приятно, что в разгар перестройки авторы не стебутся, а с любовью остроумно цитируют советскую классику.
На мой взгляд, "Дежа вю" - прекрасный образец того, что можно шутить без злобы, быть смешным и остроумным - и при этом никого не оскорблять. Смеяться - и не высмеивать. Жаль, конечно, что подобную российско-польскую продукцию, снятую в украинской Одессе, сегодня представить невозможно. Очень жаль...