Глядя в небо, заголубевшее по осени, где кружится сокол, землянин от создания мира лелеял небесную блажь обратиться в птицу, и пел с небесной печалью: «Дивлюсь я на небо — тай думку гадаю: / Чому я не сокіл, чому не літаю? / Чому мені, Боже, ти крила не дав?/ Я б землю покинув і в небо злітав...» И не единожды, забравшись на скалу ли, на колокольню, обратив руки в самодельные крылья, стремительно летел землянин вниз, и мать-сыра земля поглощала блажного. Но птичья блажь не умирала и породила самолеты, подобия птиц.
Радея о спасении души и высматривая в небесах Царствие Божие, богомолец, обмерши, провожал задумчивым оком журавлиный клин, воображая, что по-птичьи уплывет в небеса и его покаянная душа. И Сын Божий в проповедях поминал крылатых; вот лишь избранные божественные речения, запечатленные евангелистом Матфеем:
«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26) ; И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. (Мф. 8:20); Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; (Мф.10:29); Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37)»
И стихотворец, вития вдохновленный горним словом, с восхищением, умилением, светлой грустью взирал на птиц небесных и воспевал птиц в лирических виршах… А крестьяне на заре православного века изустно запечатлели в русском месяцеслове день Зиновия-сничника, что по святцам выпадал на двенадцатое ноября и ласково величался Синичкин день. Хотя в житии священномученика Зиновия, епископа Егеийского, что в третьем веке от Рождества Христова обрел мученический венец Христа ради, птицы-синицы даже и не поминаются; но день памяти святого страдальца выпал на время прилета сих зимующих птах на Святую Русь, вот целитель и чудотворец в русском месяцеслове и обратился в покровителя зимующих птиц, в Зиновия-синичника. Вроде, и святой Зиновий настрадался на своем блаженном веку, и птицы по зиме изрядно страдают…
Крестьяне доспели: на святого Зиновия, в Синичкин праздник, прилетают птицы-зимники: синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и прочие пернатые, крылатые, что зимуют в русских лесах и полях. Крестьянская любовь к птицам запечатлелась в старинных обрядах – вспомним: Благовещение-птиц на волю отпущение – и в мудрых иносказаниях о птицах-синицах и прочих пернатых-крылатых, воплощенных порой столь поэтично, что и стихотворец обомлеет от восхищения:
На Зиньку-синичку, птичью сестричку, свои святые Богу молятся; Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит; Не много зинька ест-пьет, а весело живет; За морем и синица — птица; Не велика синичка, да та же птичка; Хвалилась синица море спалить; Лучше синица в руке, нежели журавль в небе…»; Полетела птица-синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, бусурманско государство, где берега кисельные, реки молочные; Красна птица перьями, а человек – знаниями; Птице крылья – а человеку разум; Знают птицу по перьям, а молодца – по речам; Не велика птица, да коготок востёр; Птичку за крылья не хвалят; Птица радуется весне, а младенец матери; Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела; Всякая птица свою песню поёт; Воля птичке дороже золотой клетки; Всякая птица своё гнездо любит. Глупа та птица, что в чужой земле гнездиться; Павлин красив, да ногами несчастлив; Всякий считает своих гусей лебедями; Журавль в небе – не добыча; К недоброму человеку и голубь не летит; Незлобен, как голубь; Всяк кулик своё болото хвалит; Не учи сороку вприсядку плясать; Принесла сорока на хвосте лихо; И сокол выше солнца не летает; Наряд соколиный, а походка воронья; Сколь утка не бодрись, а лебедем не быть.
* * *
Лишь славный град Иркуцк, как встарь величали сибирскую столицу, велением Иркуцкого градоначальника празднует Синичкин день; и праздник сей, посвященный зимующим птицам, велением градоначалия – обязательный для школ и детских садов. Хотя Синичкин день, что по святцам выпадает на память святого целителя и чудотворца Зиновия, изначально вообразился, а потом и воплотился не по хотению и велению граданочальника, а по воле журналиста Анатолия Сосунова и талантливого русского художника Анатолия Костовского, что создал и живописный холст "Святой Зиновий в Иркутске", своеобычную икону, что вне иконописных канонов.
В Иркутске же заботами-хлопотами сердобольных горожан родился и другой праздник – День зимующих птиц, в просторечии – Воробушкин день, история рождения коего и печальна, и светла: летом 2002 года в городе Курске предал Богу душу выдающийся русский писатель Евгений Носов, что полноправно входил в плеяду всесветно славленных деревенских писателей. В завещании классик русской словесности умолял высечь на его надгробном камне просьбу: «Покормите птиц». Куряне просьбу высекли на камне, да и забыли, а в Иркутске родился День зимующих птиц – всероссийский праздник памяти писателя Евгения Носова, весело и ласково величаемый Воробушкин день.
Слышал я мимолетом о Синичкином дне, про Воробушкин день ранее и слыхом не слыхивал, но уж десять зим кормлю птиц на лесной заимке; да и летом любуюсь пернатыми-крылатыми, что торопливо записываю на бумажных осьмушках, кои окажутся под рукой…
Project: MolokoAuthor: Байбородин А.
Книги автора здесь и здесь