Найти тему
ОРУЖИЕ

Радиомины — почему их применял только СССР во время Великой Отечественной войны

В 1921 году к В.И. Ленину обратился изобретатель-самоучка Владимир Иванович Бекаури. В 1905 году Владимир Иванович окончил Михайловское техническое железнодорожное училище в Тифлисе, а с 1907 года жил в Санкт-Петербурге. Его работой было конструировать сейфы. Ещё он получил несколько патентов на изобретения для телеграфии и железнодорожного транспорта. Но большевики-подпольщики знали и другую сторону инженерного таланта Бекаури: в революционном 1905 году он изготавливал бомбы и даже самодельную пушку для грузинских революционеров.

По инициативе В.И. Бекаури и с согласия Ленина в том же году было основано совершенно секретное «Особое техническое бюро» (Остехбюро), занявшееся разработкой техники для диверсантов, которые будут приближать Мировую Революцию. К концу 1924 года были изготовлены и испытаны первые образцы приборов для управления взрывами на расстоянии с помощью радиоволн. О результатах испытаний доложили народному комиссару по военным и морским делам М.В. Фрунзе, который придавал важное значение оснащению РККА новейшими видами боевой техники и оказывал Остехбюро всемерную поддержку.

-2

Фрунзе. Портрет работы И.Бродского, 1929 г.

В июле 1925 года натурные испытания прибора для управления взрывами по радио провели в присутствии Фрунзе и группы высших командиров армии и военно-морского флота. Радиосигналами с тральщика, находящегося в Финском заливе на удалении около 25 км, были взорваны в заданной последовательности пять фугасов. В ноябре 1925 года это же устройство демонстрировалось на Комендантском аэродроме под Ленинградом. На показе присутствовали К.Е. Ворошилов, Г.К. Орджоникидзе, командующий войсками Ленинградского военного округа Б.М. Шапошников и другие военачальники.

-3

Аппаратура радиомины Ф-10.

К 1927 году прибор для управления фугасными зарядами по радио был усовершенствован. В работе над ним принял активное участие соратник и друг Бекаури, Владимир Фёдорович Миткевич. Новый образец получил наименование «Беми» (по начальным буквам фамилий Бекаури-Миткевич). В мае 1927 года действие «Беми» было показано на подмосковном полигоне руководителям партии, правительства, армии и флота. Взрыв фугасов произвели с расстояния около шестиста километров кодированными командами, поданными радиостанцией Остехбюро, находящейся в Ленинграде. В 1929 году приборы «Беми» были приняты на вооружение Красной Армии под шифром Ф-10.

-4

Блок приёмника Ф-10.

С началом Великой Отечественной мины Ф-10 стали наносить противнику ощутимый урон. При отступлении из различных городов и сёл сапёры войск специального назначения готовили к подрыву здания, где с большой вероятностью могли бы разместиться штаб крупного немецкого армейского соединения, офицерская гостиница, общежитие, кинотеатр или склад. В крупных городах СССР специалисты НКВД проводили тайные операции по минированию административных зданий. 17 июля 1941 года тремя фугасами по 250 кг по сигналу, поданному с расстояния в 150 км, был взорван штаб немецкого 56-го армейского корпуса в посёлке Струги Красные Псковской области. 4 августа того же года по радиосигналу подорван автомобильный мост в районе белорусского города Орша на трассе Минск-Москва.

-5

Немецкая фотография Киева с горящим Крещатиком.

24 сентября 1941 года состоялась самая известная и масштабная акция с использованием зарядов системы «Беми». В этот ровно в полдень в Киеве начали взрываться здания на Крещатике и прилегающих к нему улицах. Мины детонировали по очереди с определённой периодичностью. Из-за бутылок с зажигательной смесью, которые в процессе подготовки Киева к уличным боям складировались на крышах и чердаках домов, возникли пожары, которые полыхали до 28 сентября. Была взорвана немецкая полевая комендатура, жандармерия, склад радиоприёмников, офицерская гостиница, кинотеатр и множество других зданий.

-6

Оккупанты рассматривают обломки после взрыва радиофугаса.

22 октября 1941 года в 17 часов 45 минут в Одессе было взорвано здание НКВД на улице Энгельса, где размещалась румынская военная комендатура и штаб 10-й пехотной дивизии 4-й румынской армии. Перед этим здание многократно тщательно осматривали румынские и немецкие сапёры, так как оккупационные власти несколько раз предупреждались предателями о том, что здание заминировано. Но заложенный заряд им найти не удалось. При взрыве погибли многие офицеры штаба, среди которых был и военный комендант Одессы, командующий 10-й дивизией румынской армии генерал Ион Глогоджану.

-7

Аппаратура Ф-10 закладывалась в прорезиненном мешке, для защиты от влаги.

Почему же настолько эффективное оружие применял в войне только СССР и в таком небольшом масштабе? Например, такие же радиофугасы были направлены ещё в конце 1920-х в Особую Краснознамённую Дальневосточную армию в связи с ростом напряжённости на границе, но в боях с японцами их не использовали. Проблема в том, что радиофугасы следовало закладывать заранее, причём конкретно в те здания или технические сооружения, которые наверняка будут использованы противником. При этом надо быть уверенным, что противник захватит этот город. Например, Сталинград не планировали отдавать наступающим немцам, поэтому фугасы в нём не заложили. На войне редко когда можно заранее предсказать оккупацию врагом некоего конкретного города, поэтому радиомины так и остались уникальным оружием, применявшимся только в начальный период Великой Отечественной войны.