Продолжение статьи "Тургенев: стихотворение в прозе"
Cтихотворение "Черепа" структурно оформлено в шести абзацах, десяти предложениях.
Первый и второй абзацы объединяет мотив искусственной жизни - игры, третий, четвёртый и шестой - мотив смерти, будущего бесследного забвения. Пятый абзац - мотив одиночества героя, который чувствуют себя единственным живым среди черепов.
Особенную эмоциональную атмосферу в стихотворении прежде всего передаёт язык. Здесь оценочные эпитеты: певица божественная, бессмертная; языки проворные, речи бойкие, разговор трескучий; которые помогают в создании достоверного собирательного образа светской черни. Метафоры: "слетела шелуха кожи", певица "пустила трель" - высказывают ассоциации никак не возвышенные, а низкие. Сравнения проясняют "обессмысленность", тупость присутствующих на этом рауте.
Удачно сочетаются слова высокой и разговорной лексики, неприкрыто подчеркивающее внутреннюю пустоту "кавалеров и дам".
Старославянизмы:
- бессмертная;
- величают;
- жезл;
- по манию;
- неподражаемая.
Разговорная, экспрессивная лексика:
- трескучий;
- треск;
- шелуха;
- лепетали;
- зарябили.
Эмоциональное напряжение текста создается за счет повторов слов "бессмертная" - три раза, "поворачивались" - 2 раза, "не смел" - 2 раза, "шары" - 3 раза, "дёсна и скулы" - 2 раза. Последний абзац - язвительная насмешка с откровенно обличительным смыслом, выражает крайнюю степень отрицания, переходит в негодование, это подчёркнуто повтором однокоренных слов "по-прежнему - с прежним", оскал зубов точно у зверя, ассонанс усиливает лирическое переживание героя и отвращение к находящимся в богатой зале.
Архитектоника стихотворения подчинена главной идее: первый абзац - экспозиция, в которой представлены герои - "множество кавалеров и дам" и место действия - "роскошная зала".
Во втором абзаце завязка - "разговор об известной певице" - и развитие действия - "её величают", "пустила последнюю трель". Парцелляция придает речи ёмкость, динамизм при незначительном количестве слов содержит большой объем информации о внутренней пустоте и бессодержательности светской черни.
Третий абзац - кульминация начинается с резкого наречия "вдруг" (как удар!) с союзом "и", всего одно предложение; тире в сложносочиненном предложении играют важнейшую роль: герой видит не людей, а пустые черепа, которые дальше будут себя вести, как будто они люди.
Четвёртый и шестой абзацы связаны лексическим повтором "а черепа поворачивались" - это развитие действия.
Развязки нет, потому что и завтра, и через неделю будет то же самое: те же дамы и кавалеры, те же разговоры, тот же восторг, как в "Войне и мире" Льва Толстого в салоне Шерер, только там "подавался обществу виконт в самом изящном для него свете", а здесь бойкие речи об известной певице. Там Андрею Болконскому наскучили гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество; а здесь герой испытывает отвращение к самодовольным людям, не умеющим ценить подлинное искусство, но уверенным в своей правоте.
Кольцевая композиция стихотворения (со второго по шестой абзацы) убеждает нас, что никаких изменений в жизни светской черни не произойдет.
Предельно кратко стихотворение в прозе "Черепа", но как о многом рассказал автор, поэтому необычный вес приобретают отдельные слова, их расположение, ритм; слова и мысли срослись, они неразделимы.
И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами, темами; продолжал традиции писателей XIX века: В.Ф. Одоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина("Органчик" в "Истории одного города").
В некоторых произведениях литературы 20 века можно увидеть перекличку с этим стихотворением:
- Александр Блок в 1912 году написал пять стихотворений, объединив их общим названием "Пляски смерти", в первом из них мертвец успешно притворяется живым и в банке, и в суде, и в сенате, и в многолюдном зале, а живые похожи на мертвецов.
- Иван Бунин в 1915 году написал рассказ "Господин из Сан-Франциско", в нём нет скелетов, но есть живые, для которых "стрельба в голубей" - это наслаждение от того, как они "стукаются белыми комочками" при падении на землю. Это безымянные представители высшего общества, дамы и кавалеры, которых просто красивое не волнует. Путешествующий наследный принц напоминает привидение, не случайно дочери господина из Сан-Франциско чуть не сделалось дурно.
- Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" в главе "Великий бал у Сатаны" описал безобразные скелеты, превращающиеся в людей и веселящиеся в бальном зале.
- У Анны Ахматовой в поэме "Без героя" в первой части "913 год" к героине в гости приходят тени мертвецов под видом ряженых, "маски, черепа" и звучит " маскарадная болтовня".
Проблема, рассматриваемая в стихотворении "Черепа" встречается в литературе 19 - 20 веков. Мы живем в 21 веке, но она так и осталась нерешенной, ведь до сих пор в обществе есть "дамы и кавалеры", блаженно верующие в то, что живут правильно, их "трескучие разговоры" и невежественные "бойкие речи" лишены всякого смысла.
Начало анализа стихотворения в прозе "Черепа" читайте тут
При создании данной статьи использованы отрывки из стихотворения в стихах "Черепа", автор Иван Сергеевич Тургенев.