(1864-1948) Немецкий композитор, автор симфонических поэм и опер, духовный наследник Рихарда Вагнера и Фридриха Ницше. Как и большинство значимых фигур Германии XIX-XX веков, очень спорная личность в контексте мировой истории.
Рихард Штраус родился в Мюнхене в семье валторниста местной придворной оперы. Основы музыкального образования он получил в музыкально-консервативном окружении отца, и уже в 6 лет написал свою первую музыкальную пьесу. Отец Штрауса был сторонником классической «классической музыки», поэтому своего сына он воспитывал на произведениях Феликса Мендельсона и Роберта Шумана. Так бы и вырос юный Рихард примерным сторонником стройности романтизма, но в 1874 году, на его беду, он впервые услышал оперы Рихарда Вагнера «Лоэгрин» и «Тангейзер». Вагнер был композитором смелым, предложившим совершенно новый подход в формированию оперы, где центральное место занимало повествование, а не музыкальные изыскания автора. Надо отметить, что к тому моменту Вагнер был уже очень влиятельным и известным композитором, но в семье Штрауса к нему относились как к низкосортному музыканту.
Нет, знакомство с музыкой Вагнера не перевернуло мир юного Штрауса. Напротив, побывав в 1882 году на премьере «Парсифаля», Штраус написал письмо отцу, в котором выразил разочарование музыкой Вагнера. В том же году он поступил в Мюнхенский университет, однако вскоре бросил его, полностью посвятив себя музыке. В 1885-м он стал руководителем Королевского оркестра Майнингена, где и познакомился с композитором Александром Риттером — родственником Рихарда Вагнера. Он оказал большое влияние на становление Штрауса, познакомив его не только с эссе Вагнера (многие из которых, справедливости ради, были плохи и по форме, и по содержанию), но и с творчеством Артура Шопенгауэра. Риттер подтолкнул Штрауса к написанию первых симфонических поэм. Вместе с музыкальным мастерством Штрауса росла его известность, вместе с ней — и положение в обществе. В 1889 году состоялась премьера первой «серьёзной» симфонической поэмы Штрауса — «Дон Жуан». Реакция публики была противоречивой, но очень громкой, и вскоре Рихард Штраус обрёл мировую известность.
Росло и увлечение Штрауса немецкой философией. Неизвестно, когда композитор познакомился с произведением Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», но оно произвело на него неизгладимое впечатление. Такое, что в 1896 году Штраус представил публике свою одноимённую девятичастную симфоническую поэму — вступление из её стало одним из самых известных произведений автора. В это же время Рихард Штраус начал экспериментировать с оперой, но первые его попытки были неудачными. Лишь в 1905 году его удалось пробиться с оперой «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда. В Нью-Йорке, где состоялась премьера, оперу освистали, но в других городах она пользовалась необычайным успехом — таким, что на доходы от постановки Штраус построил дом в Баварии.
Для Штрауса начался золотой век: одна за другой выходили популярные оперы «Электра», «Кавалер розы», «Арабелла». И жил бы Рихард со своей семьёй в Баварии тихо и счастливо, если бы в 1933 году к власти в Германии не пришли нацисты. В том же году 69-летний Штраус, творчество которого любила партийная верхушка, без его ведома был назначен президентом Музыкальной палаты Рейха. От должности аполитичный композитор отказаться не решился: так он мог не только защитить свою невестку-еврейку, но и отстоять творчество своих коллег по цеху.
В целом, этот период нельзя назвать для Штрауса очень светлым. В силу возраста — а также, чтобы не рисковать семьёй — композитор предпочитал публичное молчание, лишь в письмах к друзьям критикуя нацистскую власть. В 35-м его заставили уйти с поста президента Музыкальной палаты, когда Штраус отказался убрать с афиш оперы «Молчаливая женщина» имя своего друга, еврея Стефана Цвейга. Через год он написал гимн для скандальной Олимпиады 36-го в Берлине и лично дирижировал оркестром на открытии. В 1938 году Штраус выпустил одноактную оперу «День мира», в которой неявно звучала критика нацистов и Третьего Рейха. Не удивительно, что вскоре его невестка оказалась под домашним арестом. В 1942 году Штраус попытался обезопасить свою семью, увезя её в Вену, но у бывших поклонников были длинные руки. В 1944-м гестапо похитило сына и невестку Рихарда, ему удалось вызволить своих родственников, но до конца войны пришлось скрываться.
В то же время он начал работу над одной из последних своих крупных работ: «Метаморфозами», в которых он выражал надежду на скорые перемены. Изменения действительно произошли, и уже в 1945-м Штраус предстал перед судом по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Конечно, его оправдали, но пережитые потрясения подорвали здоровье пожилого композитора. В 1949 году он умер в том самом баварском доме, который он построил в каком-то другом, навсегда ушедшем, мире.
Автор: Денис Божинский