Что является жестокостью? Я назову это легким вопросом с очевидным ответом — избиение, издевательство и убийство. Ни мораль, ни закон не прощают это. Но как быть с художественным вымыслом? От нескольких кадров на пленке никто не пострадает.
Однако всё равно кинематограф периодически обвиняют в излишней жестокости. Да, современный фильм не сравнится с картиной из 50-х. В блокбастере на экране гибнут десятки персонажей, это уже давно стало нормой и никого не удивляет. Очень редко появляются фильмы, от которых общественность действительно пробирает — так было с фильмом "Необратимость", в котором героиню Моники Белуччи избивают и насилуют.
Всё же, во многих случаях даже самые неприятные сцены оправданы. "Спасти рядового Райана" потерял бы половину своей мощи без кровавых смертей. А "127 часов", фильм о невероятной выносливости, был бы невозможен без жуткой сцены ампутации руки.
Но почему такие картины не выходили раньше?
История цензуры
Поцелуй (1896) получил море критики как шокирующий и безнравственный — и это при том, что его продолжительность составляла 18 секунд. Что же такого там показали? Двое людей беседуют, а потом со смехом целуются.
Религия и ханжество — вот, что сдерживало кинематограф. Людей возмущали даже самые невинные вещи, не могло быть и речи даже о намеке на что-то непристойное. В Америке апофеозом стал кодекс Хейса, который строго регламентировал содержание фильма.
Запретные темы:
- сцена родов,
- соблазнительный силуэт,
- прием наркотиков,
- межрасовые отношения и многое другое.
Если фильм снимали по роману, который содержал хоть что-то непристойное, в картине этого не показывалось даже в ущерб логике сюжета.
Американское кино стала сильно проигрывать европейскому, которое более спокойно относилось к неоднозначным сценам. В шестидесятых кодекс Хейса сдался под наплывом невероятно успешных итальянских и французских картин. Советское кино тоже не отличалось терпимостью к неприятным сценам, но не без исключений. Чего стоит хотя бы "Иди и смотри", во время показа которого зрителей увозили на каретах скорой помощи.
Да, современные картины жестокие и страшные. Но, по моему мнению, это делает их не плохими, а реалистичными. Сценаристы и режиссеры наконец-то правдиво отражают мир, показывает все стороны жизни, на которые люди когда-то закрывали глаза.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы больше узнать о мире кино!
Читать далее:
Почему я ненавижу Брэда Пита и специально не хожу на фильмы с его участием
Какие советские актеры любили выпить и это их погубило