Музыкальному прослушиванию как стратегии подготовки к выступлению в спорте уделяется мало внимания в исследованиях спортивной психологии, несмотря на доказательства способности музыки вызывать сильные эмоции и распространенности прослушивания музыки как стратегии регулировки настроения у подростков.
Возможно, это связано с индивидуальным характером музыкальных предпочтений и реакции на музыку, что ограничивает возможность обобщения полученных результатов.
Однако индивидуальный характер эмоциональных реакций на музыку открывает потенциальные возможности для манипулирования предсоревновательными эмоциями спортсменов.
Регулярная смена режимов игры позволяет теннисистам с самоанализом, что может привести к резкому ухудшению спортивных результатов под давлением.
Однако переходы также дают игрокам возможность позитивно влиять на их эмоциональное состояние, и прослушивание музыки может достичь этой цели.
Некоторые факты.
Хотя прослушивание музыки во время некоторых крупных соревнований, таких как Уимблдонский чемпионат, запрещено, таких положений не предусмотрено.
Имеются свидетельства того, что прослушивание музыки во время физической активности может снизить воспринимаемое напряжение и усилить эмоциональное состояние, и эти эффекты могут быть опосредованы внимательным переходом от внутренних (соматических) сигналов к внешним (музыкальным).
Музыкальное сопровождение может также улучшить представление на преимущественно аэробных мероприятиях.
Ученые исследовали влияние стимулирующей музыки (темп, 134 удара в минуту [bpm]) по отношению к успокаивающей музыке (90 ударов в минуту - bpm) и белого шума, когда играли непосредственно перед выполнением задания по силе хвата.
Они обнаружили, что сила хвата была выше после прослушивания стимулирующей музыки; степень этого эффекта может быть уменьшена различными аспектами личности спортсмена.
Определенную связь с музыкальными свойствами проявляют и психофизиологические показатели эффективности: пульс во время ходьбы на беговой дорожке показывает умеренную корреляцию с предпочитаемым музыкальным темпом и быстрый темп уменьшает задержку нейронных реакций на визуальные стимулы при сравнении с той же музыкой, играемой с более низким темпом, отражая более высокую оценку стимула.
Для решения проблемного вопроса выбора музыки, подходящей для спорта и физических упражнений, Караджоргис, Терри и Лэйн (1999 г.) разработали Перечень музыкальных рейтингов Брунеля, основанный на концептуальной основе, в которой четыре фактора, как считается, способствуют тому, что называют мотивационными качествами музыки:
- реакция ритма;
- музыкальность (оба фактора);
- культурное воздействие и ассоциация (как личный фактор).
Позднее этот перечень был перепроектирован для создания второй его версии - инструмента, предназначенного для тренировок.
Однако в связи со сложной природой предконкурсных эмоций, оценка мотивационных качеств музыкального трека может не отражать эффективность прослушивания музыки в качестве стратегии подготовки к выступлению.
Кроме того, изучение музыки в спорте было сосредоточено в основном на потенциальной роли музыки как эргогенного вспомогательного средства при аккомпанементе, несмотря на способность музыки вызывать устойчивые автономные и эндокринные реакции.
Об эмоциях.
Эмоции являются неотъемлемой частью человеческого существования, выступая посредником практически во всех аспектах нашего поведения.
Они включают физиологические, поведенческие и аффективные компоненты.
Дамасио (2000) подчеркнул регулирующую роль эмоций, заявив, что они так или иначе приводят:
"...к созданию благоприятных для организма обстоятельств... их роль заключается в оказании помощи организму в поддержании жизни".
Хотя современный спорт не является вопросом жизни и смерти, он эволюционировал и стал заменой таких ситуаций.
Оптимальные эмоциональные модели необходимы для спортивного успеха, и есть доказательства того, что музыка может вызвать нейрофизиологические и аффективные состояния, способствующие повышению производительности.
Scherer и Zentner (2001) определили три основных маршрута, по которым эмоции вызываются прослушиванием музыки.
Первый из них - это маршрут памяти, в котором музыка играет роль мощного триггера для воспоминаний о эмоциональном событии. Маршрут сопереживания требует способности слушателя идентифицировать эмоции, которые выражают композиторы, и которые считаются наиболее жизнеспособными, когда слушали восхищенные исполнителем, или когда музыка играет в эмоциональной манере.
Последним вариантом является оценка, при которой воспринимающее лицо оценивает личную значимость события для его благополучия, в соответствии с рядом критериев, таких как внутреннее удовольствие.
Оценка приятности является основной характеристикой эмоциональных реакций и определяет нашу ориентацию на стимулы окружающей среды, включая музыку или в сторону от них.
Scherer и Zentner также отметили два периферийных пути к музыкально-индуцированным эмоциям:
- Проприоцептивная обратная связь, которую они описывают как сочетание внутренних ритмов с внешними факторами.
- Содействие выражению ранее существовавших эмоций, которое относится к ослаблению эмоционального контроля, обычно проявляемого в социальном контексте.
Scherer отметил, что музыка может вызывать как утилитарные, так и эстетические эмоции, определив первые как "высокоинтенсивные аварийные реакции, часто сопровождающиеся синхронизацией многих подсистем организма ... на основе оценки состояния центральной нервной системы".
Выводы.
Утилитарные эмоции, параллельны первичным эмоциям, которые могут возникнуть при запуске врожденных диспозиционных представлений-шаблонов нейронной активности, подготовленных к реагированию на ключевые раздражительные признаки.
Первичные эмоции обладают важной функциональностью, позволяющей нам адаптироваться к крайне последовательным жизненным событиям; чувство страха - это, например, проявление реакции животного на надвигающегося хищника.
Видимо, функциональность утилитарных эмоций, ориентированная на выживание, контрастирует с более слабыми эстетическими эмоциями, которые могут вызывать только такие симптомы, как муравьиные удары или влажность глаз.
По мнению Шерера, эстетические эмоции - это оценка визуальных или слуховых стимулов по художественным качествам, которая несколько удалена от трансакционной самоориентированной оценки утилитарных эмоций.
Продолжение темы в этой статье: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc9a91568e68b209078723b/muzyka-i-sport-chast-2-5dc9aab223b893073e44b25d