Найти тему

Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой

Оглавление

Автор

Эмоциональный интеллект необходим для развития способности распознавать значения тех или иных эмоциональных паттернов, основываясь на этом, рассуждать и искать способы решения проблемы.

На сегодняшний день психологическая наука имеет четыре основные теории и одну относительно современную и надежно апробированную:

  • теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; 
  • популяризированная теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, которую нельзя объективно считать научной;
  • не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она;
  • двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.

Бар-Он – один из первых исследователей эмоционального интеллекта и основатель термина «EQ» – считал, что эмоциональный интеллект представляет собой множество некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность успешно справляться с факторами давления. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер: коммуникабельность, включающую в себя внутриличностные отношения, социальную ответственность, эмпатию и способность к адаптации; межличностные навыки, то есть совокупность эмоционального самосознания, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, самоактуализацию, независимость; управление стрессом, отражающую уровень стресса, терпимость, импульсивность и контроль; адаптируемость, включающую в себя решение проблем, проверку решительности и гибкость; и сферу общего настроения – уровень оптимизма и счастья.

Согласно модели Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект включает в себя пять основных блоков:

  • идентификация, то есть вербальная характеристика эмоциональных состояний, а также понимание взаимосвязи между мышлением, эмоциями и действием;
  • управление своим эмоциональным состоянием – то есть, контроль эмоций, замена нежелательных в данной ситуации эмоциональных состояний более рациональными и продуктивными;
  • способность входить в эмоциональное состояние, которое способствует достижению успеха;
  • способность считывать эмоции других людей, быть восприимчивыми к ним и управлять эмоциями других людей;
  • способность человека вступать с другими людьми в удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их.

В дальнейшем она претерпевала изменения и в настоящее время включает в себя четыре основных компонента: самоконтроль, самосознание, управление взаимоотношениями и социальное понимание.

Также Гоулман выделяет ряд личностных и социальных качеств, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта. К личностным качествам он отнес самосознание и самоконтроль.

Самосознание включает в себя:

а) эмоциональное самосознание, то есть, анализ своих эмоций в совокупности с осознанием их воздействий на нас; умение использовать интуицию в процессе принятия решений;

б) точную самооценку – понимание как сильных, так и слабых своих сторон и пределов, возможностей;

в) уверенность в себе – наличие чувства собственного достоинства, адекватная оценка своих умений и талантов.

Самоконтроль включает в себя:

а) умение обуздать собственные эмоции – контролировать первичные порывы и импульсы;

б) открытость, надежность, основанные на проявлении прямоты и честности;

в) адаптивность – умение гибко приспосабливаться к изменяющейся ситуации и преодолевать сложности;

г) волю к победе – настойчивость в стремлении улучшать свои результаты с целью соответствия внутренним образцам;

д) инициативность – готовность активно действовать и умение не упустить свою возможность;

е) оптимизм,  умение человека позитивно воспринимать действительность.

К социальным качествам Гоулман относит социальную чуткость и управление отношениями.

Социальная чуткость включает в себя такие компоненты:

а) сопереживание, включая умение прислушиваться к чувствам окружающих, понимать их позицию и проявлять участливое отношение к их проблемам;

б) деловая осведомлённость, включающая в себя понимание происходящих событий, иерархию ответственности;

в) предупредительность, то есть, способность признать и удовлетворить потребности подчинённых, покупателей или клиентов.

Управление отношениями подразумевает такие элементы:

а) воодушевление – умение повести за собой людей, захватывая их возможной перспективой;

б) влияние – умение убеждать;

в) помощь в самосовершенствовании – поощрение изменений других людей посредством обратной связи;

г) содействие изменениям – способствование изменениям, совершенствование методов управления и умение ориентировать персонал в новом для него направлении;

д) умение регулировать конфликты и разрешать разногласия;

е) укрепление взаимоотношений и поддерживание социальных связей;

ж) командная работа и сотрудничество – взаимодействие с работниками и процесс создания команды.

Таким образом, данная модель демонстрирует, с одной стороны, довольно широкий спектр необходимых умений и компетенций, которыми нужно овладеть с целью развития своего эмоционального интеллекта, однако она имеет ряд недостатков, указывающих на ее сомнительную научную значимость.

Как уже было сказано, данная модель является, скорее, популяризированной, несмотря на ее широту и объемность. Так, в 1995 году в «Нью-Йорк Таймз» была впервые опубликована статья Д. Гоулмана об эмоциональном интеллекте. Новый термин вызвал всеобщее и широкое внимание общественности и стал все больше популяризироваться с точки зрения житейской психологии. Этим термином широко оперировали коммерческие фирмы и вскоре начали использовать данный параметр как очередной инструмент в сфере найма и обучения развитию лидерских и командных качеств, будучи даже не до конца ориентированными в нём. Несмотря на успех во внедрении в массы, к понятию «эмоциональный интеллект» до последнего относятся с некой долей скептицизма.

Можно обозначить некоторые индикаторы или ключевые точки, связанные со скептицизмом в отношении данной концепции. Во-первых, она биполярна с точки зрения своей массивности. С одной стороны, данная модель включает в себя не так много характеристик, как уже было выше сказано – четыре компонента; в то же время она подразумевает развитие большого числа качеств и компетенций, каждая из которых сложна в своей реализации. При этом термины, которыми «жонглирует» Гоулман, размыты и неточны. Что такое «нежелательные эмоциональные состояния»? Как «входить в эмоциональное состояние других людей»? Как «считывать» эмоциональные состояние других людей? Что такое «удовлетворяющие межличностные контакты», ведь понятие «удовлетворенность» у всех разная в зависимости от актуальных потребностей, состояния здоровья и прочих параметров. Как проанализировать свои эмоции и насколько интуиция важна в процессе приятия решения? Как человек может именно «адекватно» оценивать свои сильные и слабые стороны, когда есть такие понятия, как «принятие ответственности», «чувство вины», «повышенная критичность», которые непосредственно влияют на восприятие себя? На все эти и многие другие вопросы Гоулман не дает ответов, лишь только нагружая свою концепцию, делая ее «обо всем и ни о чем». В то же время Гоулман вводит в свою концепцию важные идеи, расписывая социальные качества и объединяя их в единую модель. Таким образом, данную концепцию при всей ее масштабности можно считать сырой и с научной точки зрения слабой.

Укрепил и конкретизировал ее, а также сделал более краткой Д.В. Люсин.

Разрабатывая собственную методику, Люсин сразу отметил следующий факт. Опросники, направленные на изучение эмоционального интеллекта, включая и ЭмИн, измеряют не сколько способность понимать или управлять эмоциями, а именно представления людей о своем эмоциональном интеллекте. Он соглашается с тем фактом, что представления человека о своих свойствах могут отличаться от подлинной выраженности этих свойств, однако измерение этих представлений о собственном эмоциональном интеллекте, с одной стороны, предоставляет важную для психолога информацию о человеке, с другой стороны – косвенную информацию также о подлинном уровне его эмоционального интеллекта

Согласно теоретическому конструкту, разработанному автором и положенному в основу опросника «ЭмИн», в структуре эмоционального интеллекта можно выделить два его типа: с одной стороны – внутриличностный и межличностный, которые различаются по направленности влияния и восприятия на свои и чужие эмоции, а с другой – способность понимать и управлять эмоциями. Исходя из этого, в структуре эмоционального интеллекта выделились два так называемых «измерения», чье пересечение дает на выходе четыре вида эмоционального интеллекта: понимание чужих эмоций, понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, управление чужими эмоциями.  

При этом понятия «управление» и «понимание» имеют весьма расплывчатую структуру, которую Люсин далее поясняет в своем опроснике, делая свою теоретическую конструкцию завершенной и обоснованной. Так, он пишет, что способность к пониманию эмоций включает в себя следующую структуру:

а) умение распознавать эмоцию, то есть устанавливать факт наличия того или иного эмоционального переживания у себя или у другого человека;

б) умение идентифицировать эмоцию, то есть устанавливать, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, а также находить для неё конкретную вербальную характеристику;

в) способность понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, а также следствия, к которым она может привести.

Способность к управлению эмоциями подразумевает, что человек способен:

а) контролировать уровень и степень выраженности эмоции, то есть интенсивность эмоций, в первую очередь как бы «приглушать» в себе чрезмерно сильные эмоции;

б) контролировать внешнее выражение эмоций, то есть их проявление эмоций в вербальных и невербальных формах;

в) вызвать ту или иную эмоцию при необходимости произвольно.

Джон Мэйер и Питер Сэловей, которые ввели понятие «эмоциональный интеллект» в психологическую науку, определили его как «способность воспринимать и выражать эмоции», ассимилировать их, понимать, объяснять эмоции, а также регулировать их – как свои, так и окружающих. Так, составляя модель эмоционального интеллекта, авторы разложили личность на несколько субсистем: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень. На высоком уровне личность удовлетворяет внутренние потребности, проявляет интраперсональные качества, например, понимание себя, и интерперсональные качества – понимает, что социально приемлемо и неприемлемо. На среднем уровне личность оперирует мотивационными и эмоциональными взаимодействиями, например, пытается блокировать мотивы, приводящие к злости, а также эмоционально-когнитивными, то есть пытается распознать эмоции – свои и других людей. Низкий уровень связан с биологически обусловленными механизмами: мотивационная направленность – например, потребность в еде, выраженность и экспрессия эмоций, и простой когнитивный компонент – восприятие партнера.

Эмоциональный интеллект в более широком значении определяется авторами как способность объяснить, как меняется эмоциональное восприятие людей и их понимание. Данная модель в исходно сжатом виде включала в себя три основных навыка: перцепция и выражение эмоций, понимание и анализ эмоций, рефлексивное регулирование эмоций.

Перцепция и выражение эмоций включали в себя следующие параметры:

а) идентификация эмоций и их выражение определяются такими показателями, как физическое состояние, чувства и мысли;

б) эмоции способны направлять мышление на продуктивные способы поведения;

в) эмоции помогают мышлению и памяти.

Понимание и анализ подразумевают:

а) способность разделять эмоции и включать как сложные эмоции, так и одновременные чувства;

б) способность понять отношения, которые связаны с изменениями эмоций.

Рефлексия включает в себя:

а) способность оставаться открытым для чувств;

б) способность контролировать и регулировать эмоции посредством рефлексии, чтобы эмоционально и интеллектуально расти.

Мэейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект непосредственно связан с когнитивным интеллектом, так как они оба являются суть единством аффектов и интеллекта. При этом интеллект в качестве адаптивной функции дает сильное преимущество в ориентации и активности.

К 1997 году авторы доработали свою теоретическую модель, и выглядела она уже следующим образом: оценка и выражение своих (вербальная и невербальная) эмоций и чужих (невербальное восприятие и эмпатия), регуляция эмоций – своих и чужих, использование эмоций (гибкость мышления, креативность мышления и мотивация). Здесь же скорректировалось и определение эмоционального интеллекта и определялось уже с когнитивной точки зрения как способность перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях, то есть определять значение эмоций, связи их друг с другом, а также использовать полученную эмоциональную информацию как основу в мышлении и принятии решений.

Дальнейший теоретический анализ позволил авторам окончательно закончить данную модель и привести ее к четырехкомпонентной структуре. Данные компоненты иерархичны и развиваются, согласно Мэейру и Сэловею, в процессе онтогенеза. Это: восприятие, оценка, а также выражение эмоций или их идентификация; использование эмоций как средство повышения эффективности мышления и деятельности; анализ и понимание эмоций; сознательное управление своими эмоциями для личностного роста и улучшения качества в сфере межличностных отношений.

Восприятие, оценка и выражение эмоций включают в себе следующие параметры:

а) способность идентифицировать эмоции в своих или чужих физических состояниях, ощущениях и мыслях;

б) способность идентифицировать эмоции других людей в их творческом выражении – в картинах, через язык, звуки, в проявления и поведении;

в) способность точно выражать эмоции и выражать потребности, связанные с этими ощущениями;

г) способность различить точные и неточные, подлинные и неподлинные выражения чувств.

Использование эмоций в качестве повышения эффективности деятельности и мышления включает в себя следующие компоненты:

а) эмоции как направленность внимания на приоритетные для мышления детали, обращенность внимания к важной информации, умение расставлять приоритеты и структурировать их;

б) яркость и доступность эмоций ведет к использованию их в качестве вспомогательных средств мышления и памяти;

в) эмоциональное колебание изменяет перспективы от оптимистической до пессимистической и таким образом способствует рассмотрению различных и наиболее полных по объему и составу точек зрения;

г) вызывание эмоций, которые способствуют решению тех или иных задач (к примеру, в хорошем настроении более успешно решаются творческие задачи).

Анализ и понимание эмоций содержит в себе следующие характеристики:

а) способность «маркировать» эмоции и вербализовать их, понимать разницу между различными по названию и близким по смыслу эмоциям (симпатия и любовь);

б) способность интерпретировать и различать у себя и у других смену эмоций, то есть понимание причинно-следственных связей (печаль после потери);

в) способность понимать комплекс эмоций: единовременной любви и ненависти, или страх и удивление;

г) способность распознать неожиданные изменения эмоций (например, от гнева к смущению).

Сознательное управление эмоциями включает в себя аспекты:

а) способность быть открытым для эмоций одинаково для приятных, так и для неприятных;

б) способность сознательно как привлекать, так и отвлекаться от эмоций исходя от оценки их полезности и информативности;

в) способность сознательно контролировать свои и чужие эмоции (распознавать, насколько разумными и ясными они являются);

г) способность к управлению своими и чужими эмоциями посредством снижения отрицательных эмоций и увеличения принятых без подавления или усиления информации, которую они передают.

С практической точки зрения в современной психологии существует еще один относительно новый теоретический конструкт (2004-2007 год), посвященный эмоциональному интеллекту. Это разработанная Е.А. Орел под руководством А.Г. Шмелёва методика ЭмIQ-2. Согласно авторам, структуру эмоционального интеллекта составляют пять параметров: самоанализ и самооценка (способность оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать эмоции, видеть такую важную способность, как умение принимать себя вместе со  своими недостатками и не позволять негативным эмоциям управлять своим эмоциональным состоянием), самоконтроль (способность справляться с испытываемыми эмоциями, сдерживать их под контролем и осознавать последствия, которые могут возникнуть при проявления тех или иных эмоций), выражение эмоций (способность выражать свои эмоции, выбирать оптимальный уровень экспрессии своих эмоций и гибко реагировать на проявления эмоций у других людей), социальная чуткость (способность правильно понимать и оценивать мотивы, которые стоят за поведением окружающих людей и реагировать на них на основе данного понимания), мотивация (отражает наличие самодисциплины, внутренней мотивации, настойчивости в процессе достижения поставленных целей). Данная модель основана как на теоретических исследованиях описанных выше моделей, так и на современных исследованиях и методических разработках зарубежных компаний. Она относительно мала, но в то же время не противоречит рассмотренным основам и содержит в себе все необходимые компоненты для изучения эмоционального интеллекта в зависимости от цели исследования.

Таким образом, эмоциональный интеллект – это структура, служащая для когнитивной оценки окружающей действительности, осознания причин, породивших эмоцию в той или иной ситуации, и следствий. Эмоциональный интеллект также ответственен за вербализацию данной эмоции и связанный с этим невербальный контроль – то есть поведенческое сдерживание в зависимости от условий контекста. Несмотря на узость или более широкий охват в концепциях некоторых авторов, общая структура эмоционального интеллекта у всех практически идентична – это понимание своих эмоций и эмоций партнеров по коммуникации и управление своими эмоциями на базе когнитивного оценивания.

-2

Автор

Давидян Ангелика Григорьевна

психолог
Долгопрудный