Шираз – один из самых древних городов Ирана – славится поэтами, цветами и вином. К слову о последнем, существует легенда, что именно окрестности Шираза – родина одноимённого сорта винограда, хотя французы легенду опровергли, доказав, что шираз/сира – сорт автохтонный французский. Но не будем вдаваться в исторические споры о виноделии, ведь нас больше интересует Ширазское метро.
Молодое, чистое и красивое Ширазское метро открылось всего пять лет назад, в октябре 2014 года. Для Ирана это третья по счёту и на данный момент одна из пяти действующих систем метрополитена. При вводе в эксплуатацию первой линии руководство города уже проектировало возведение следующих пяти, поскольку строительство в стране метрополитенов и железных дорог долгие годы сопровождается социально-экономическими исследованиями и обоснованиями.
Сегодня схема линий метро в Ширазе представлена в нескольких вариантах: с одной действующей линией, с утверждёнными планами расширения и проектируемыми маршрутами. На действующей линии 1 уже работает 19 станций из запланированных 20. Они не богаты архитектурными излишествами, но отвечают современным стандартам метростроения и эстетике персидской культуры. Платформы станций, как правило, боковые или островные – в зависимости от типа тоннеля на участке.
Линия 1 связывает международный аэропорт на юго-востоке города с площадью Эсхан на севере. Аэропорт обслуживает рейсы из таких крупных городов, как Дубай, Стамбул и Катар, при этом Шираз больше известен как центр промышленности и сельского хозяйства, но не туризма. Однако основная навигационная информация в метро продублирована на английском языке и визуально поддерживается интуитивно понятными пиктограммами.
Чтобы воспользоваться Ширазским метрополитеном, можно приобрести единый проездной на метро и автобусы The City Way Card или купить жетон за 9,5 рублей. Да, стоимость проезда в метро по всей стране довольно низкая, если сравнивать иранские тарифы, например, с европейскими. Работает метрополитен Шираза с 06:30 до 21:30 с 5-15 минутным интервалом движения поездов.
Особенности Ширазского метрополитена:
· По иранскому календарю – солнечная хиджра – метрополитен был открыт в 1393 году.
· Линии 2 и 3 находятся в стадии строительства, а линии 4, 5 и 6 – на этапе проектирования.
· Как во многих метрополитенах мусульманских стран Ширазский предполагает наличие такой услуги, как отдельный вагон для пассажиров-женщин.
· Станции оборудованы эскалаторами, в обязательном порядке часами, электронными табло с информацией о прибытии следующего поезда.
· Правила Ширазского метрополитена запрещают проход на станции с домашними животными и оружием, курение в вестибюлях и на платформах.
· Основные исторические достопримечательности Шираза удобно осматривать, выйдя из метро на станции “Zandiye”: крепость Керим-хан, музей Парс в Саду Назар, гробница Мансура, исторический дом Мантехи Нежад, комплекс Вакиль с одноимённым рынком, мечетью, баней и оборонительной цитаделью.
P. S. Читайте также наш выпуск о метрополитене Тегерана.