Найти в Дзене

«Тени» Джона Кассаветиса: Нью-Йорк 50-х, хипстеры и джаз

Ровно 60 лет назад, 11 ноября, в Нью-Йорке состоялась премьера «Теней». Какое влияние дебютная картина молодого режиссера смогла оказать на весь американский кинематограф, читайте в нашем материале.

Первая картина выдающегося американского режиссера Джона Кассаветиса «Тени» повествует о двух братьях и сестре, живущих на Манхэттене 1950-х годов. Фильм послужил отправной точкой для становления независимого кинематографа в США: он был снят на минимальный бюджет в реальной уличной обстановке, а актеры, которые, кстати, не были профессионалами, работали бесплатно ради воплощения идеи.

Картина «Тени» позволяет взглянуть на Америку 50-х – в ней отражается и культура эпохи, и атмосфера, царившая в обществе. В это время набирало популярность движение хипстеров, зародившееся в 40-е годы., направленное против общественных норм и стандартов. Хипстеры, изначально джазовые музыканты, сформировали вокруг себя субкультуру. «Велик соблазн назвать хипстеров инфантильной молодежью, как сделали бы психологи, однако этот инфантилизм по своему духу есть знак времени», – говорил писатель и сценарист Норман Мейлер в своем эссе «Белый негр». Постоянное ощущение страха смерти как последствие войны, желание спрятаться от действительности и попытка не думать о будущем – вот та атмосфера, в которой жило американское общество 50-х. Это чувство полной безысходности, «разбитости» и отсутствия какой-либо надежды и передал Кассаветис в своем фильме.

Примечательно, что фильм практически целиком основан на импровизации. Актеры играют под собственными именами, что, безусловно, усиливает эффект. Сам режиссер говорил: «Отличие “Теней” в том, что история рождается благодаря персонажам, в то время как обычно персонажи и их характеры зависят от сюжета. Я прежде всего придумал, “зародил” персонажи “Теней”, а уж потом сам собой родился сюжет». Именно благодаря импровизации и тому, что актеры буквально вжились в свою роль, фильм получился таким искренним, живым и легким, будто почти неуловимым, несмотря на серьезность проблем, которые в нем затрагивает автор. Атмосферу также создает музыкальное сопровождение – потрясающие джазовые мелодии в стиле би-боп, который произвел революцию в этом жанре. Би-боп был особенно популярен среди хипстеров в 40-50-е годы. Это было быстрое и экспериментальное направление. Музыканты, относящиеся к нему, предпочитали сложные импровизации с активным использованием новых ритмических рисунков, быстроту, бесформенность и все то, от чего отказались джазмены ранее. Ощущение полной импровизации (хотя фильм и не являлся таковой) в игре актеров, музыке, диалогах между героями позволило режиссеру создать нечто уникальное и ни на что не похожее.

Итак, в центре повествования – жизни трех молодых афроамериканцев: Хью, Бена и Лилии. Хью – джазовый музыкант, зря растрачивающий свои артистические способности в дешевых забегаловках, где он вынужден работать. Герой не может реализовать себя в полной мере из-за ограничений и предвзятого отношения к его цвету кожи. Бен и Лилия совсем не похожи на темнокожих, поэтому они свободно, но бесцельно бродят по городу в надежде найти собственное счастье. Бен проводит время со своими друзьями-бездельниками в кафе и клубах: они ничем не интересуются, часто попадают в неприятности. Бен – типичный хипстер. Лилия романтична и импульсивна, проводит время в обществе богемы Нью-Йорка в надежде найти себя и свою любовь. Лилия – девушка с разбитым сердцем, скрывающая свою боль под маской безразличия. Таким образом, герои – яркие представители «разбитого поколения», потерянные и одинокие.

Этот фильм о поисках себя, он показывает историю простых людей, ищущих свое место в жизни и стремящихся стать кем-то значимым в мире. Одной из ключевых проблем картины является проблема признания темнокожих обществом, хотя Кассаветис и говорил, что он не ставил задачу снимать кино на расовую тему: «Мы были далеки от политики. Главное, что нужно, когда берешься снимать фильм, – это свобода. Было бы ошибкой приписывать нам наличие некоего послания в мир; ничего подобного мы не имели в виду. “Тени” не были направлены против кого бы то ни было, в том числе южан. Я не считаю, что целью искусства является пропаганда».

-2

Первая версия «Теней» была снята в 1957 году, но она не устроила режиссера. Кассаветис учел свои ошибки, и в 1959 году появилась вторая и финальная версия фильма – как раз перед началом эпохи 60-х, которую характеризуют такие явления, как возникновение молодежных движений, например, хиппи, эксперименты с ЛСД и сексуальная революция, расцвет и пик популярности The Beatles и рождение новых музыкальных жанров. Также в середине 60-х зародился авторский кинематограф и Новый Голливуд, просуществовавший почти 15 лет. «Американская новая волна» возникла под влиянием европейского авторского кино в условиях художественного кризиса в США. После падения студийной системы молодые режиссеры получили свободу самовыражения. В кино начали появляться ранее запретные темы: секс, насилие, жестокость, наркотики, рок-музыка, протест против общества, – символы контркультуры 60-х. Теперь смелые по форме фильмы были рассчитаны на молодого зрителя. Первым в истории «американской новой волны» принято считать фильм «Бонни и Клайд» (1967) Артура Пенна. «Тени» появились почти за 10 лет до этого, однако именно Кассаветис повлиял на зарождение авторского кинематографа в США и становление нового течения: его картина отличалась от массового кино экспериментом с монтажом и сюжетом, отказом от устоявшегося стиля съемки.

Режиссер отразил в своем фильме не только социальные и общественные проблемы эпохи, но и проблемы каждого человека. «Тени» – картина о каждом и обо всех одновременно. Сам Кассаветис высказывался о фильме так: «Мне кажется, есть много замечательного, о чем можно было бы сказать в нашу эпоху всеобщей разочарованности, страха и чувства обреченности. Снимая фильмы, мы должны выбрать позитивную точку зрения, сдобрить их юмором, увидеть жизнь в луче надежды. “Тени” – реалистическая драма, в которой есть надежда, это фильм о людях со дна американского общества, фильм о том, как они живут, как справляются с реальностью. О людях, которые не теряют надежду. Которые не теряют веру».

-3