Оглядываясь назад на историческое развитие психологических исследований, экспериментальный подход к когнитивной обработке информации вынудил психологов разбить большие проблемы и вопросы функционирования человеческого разума на очень маленькие и изолированные аспекты познания. В результате, каждая область исследований становится все более специализированной для ответа на все более конкретные вопросы и, в свою очередь, теряет из виду, как отдельные когнитивные компоненты взаимодействуют в повседневном поведении.
В области исследования памяти значительный прогресс в этом отношении был достигнут Baddeley и Hitch, с их концепцией рабочей памяти:
Несмотря на более чем десятилетний опыт интенсивных исследований на тему краткосрочной памяти, мы до сих пор практически ничего не знаем о ее роли в нормальной обработке человеческой информации.
Сегодня понятие рабочей памяти является одной из наиболее исследуемых тем в когнитивной психологии. Рабочую память можно определить как когнитивные механизмы, способные сохранять небольшой объем информации в активном состоянии для использования в текущих задачах. Таким образом, рабочая память занимает центральное место в повседневной жизни, что важно для понимания познания человека. Ученые приписывают важное эволюционное преимущество видам, обладающим способностями рабочей памяти.
Важнейшим достижением модели рабочей памяти стало предложение системы, отвечающей не только за хранение информации, но и за механизмы когнитивного контроля и внимания, которая сделала модель применимой к сложному поведению.
Контроль внимания в спорте
Внимание можно определить как охватывающее все когнитивные процессы, ответственные за повышение или снижение уровня активации внутренних или внешних представительств. Внимание увеличивает или уменьшает уровень активности в зависимости как от целей и потребностей людей, так и от воздействующих на них стимулов. Последние данные свидетельствуют об обоюдной взаимосвязи между нынешним содержанием рабочей памяти и вниманием. Это говорит о том, что внимание не только стимулирует доступ к рабочей памяти, но рабочая память также может влиять на контроль внимания, модулируя чувствительность.
Теория внимательного контроля, которая учитывает как восходящие снизу вверх сенсорные факторы, так и нисходящие факторы рабочей памяти, - это теория предвзятой конкуренции избирательного внимания. Объекты в мире и внутренние представительства конкурируют за обрабатывающие ресурсы, и эта конкуренция смещена в сторону информации, которая в настоящее время актуальна для поведения. Внимание служит для усиления реакции значимых нейронов как следствие этой конкуренции. Таким образом, если объект предварительно активирован в рабочей памяти, а затем отображен на визуальном экране, он будет иметь преимущество в конкуренции за селективное внимание.
В серии экспериментов эта предвзятая теория соревнований была перенесена и протестирована в задачу моделирования принятия спортивных решений. В этой экспериментальной парадигме участников попросили держать в рабочей памяти образ определенного игрока, который контролировался задачей зондирования памяти, в то время как решение задачи было ограничено по времени, например, решение, к какому игроку перейти в гандбол или баскетбол в схематической командной ситуации.
Результаты показали, что внимание спортсмена направлено на определенных членов команды, которые похожи на внутренние шаблоны, хранящиеся в рабочей памяти, или иначе говоря, что внимание контролируется шаблоном, хранящимся в памяти. Интересно, что эффект наведения внимания от рабочей памяти был особенно выражен в сложных ситуациях, когда все больше участников соревновались за ограниченные ресурсы внимания, находясь в визуальной сети. Связь между рабочей памятью и вниманием может рассматриваться как центральный механизм в повседневной целевой деятельности, благодаря своей функции программировать внимание сверху вниз.
В соответствии с этим предложением слова, хранящиеся в рабочей памяти, направляют движение глаз к семантически связанным изображениям. Вербальные элементы, активированные в схеме рабочей памяти, облегчают визуальный поиск семантически связанных визуальных объектов.
Тренеры часто дают конкретные инструкции и вводят предопределенные атаки (например, американский футбол, баскетбол или командный гандбол), чтобы уменьшить сложность игры и дать указания спортсменам, обращая их внимание. Как правило, эти наступательные стратегии включают только подгруппу игроков, и поэтому лицо, принимающее решения, вынуждено выбирать только из ограниченного числа возможностей. По этой причине вполне возможно, что игрок, не участвующий в тактической инструкции или конкретной наступательной игре, является неожиданным и не участвует в процессе принятия решений.
Спортсмены могут использовать внутренние процессы само обмена и изображения, которые являются процессами, связанными с буферами памяти, характерными для программирования рабочей памяти. Само обращение можно определить как внутренний диалог, в котором отправитель устного сообщения также является предполагаемым получателем. В общем смысле образность можно определить как умственное создание или воссоздание сенсорных переживаний, которые появляются у человека.
Внутренний или внешний фокус внимания
Все большее число исследований отличает внешний фокус внимания от внутреннего фокуса при обучении или развитии спортивных навыков. Внешний фокус концентрирует внимание на эффектах движения, в то время как внутренний фокус контролирует выполнение движения телом. Все больше фактов свидетельствуют о том, что, как правило, внешнее внимание способствует как обучению, так и развитию спортивных навыков.
Например, при выполнении теннисного выстрела спортсмены могут научиться следить за вращением шва на теннисном мяче (внешний фокус), избегая тем самым нежелательного сознательного контроля техники выстрела (внутренний фокус). Таким образом, определенные сигналы могут быть использованы через самообращение для "загрузки рабочей памяти" и, в свою очередь, вызвать внешний фокус внимания, который будет способствовать производительности и обучению.
Теория тревоги и внимательного контроля.
Основной постулат теории управления вниманием заключается в том, что поведение человека контролируется двумя системами:
- нисходящей системой, которая управляется активированным содержимым рабочей памяти;
- восходящей системой, которая управляется основными стимулами в окружающей среде.
При растущей тревоге внимание к угрожающим стимулам усиливается, вероятно, для того, чтобы позволить быстрой реакции избежать любых потенциальных отрицательных последствий для здоровья человека. В этом отношении тревога вызывает беспокойство и размышления, которые позволяют получить доступ к рабочей памяти и тем самым направить внимание на угрожающие стимулы.
В этом отношении представляется целесообразным рассуждать об ироничных эффектах, которые были продемонстрированы в области спортивных достижений. Например, Bakker и его коллеги продемонстрировали, что инструкция "не бить вблизи вратаря" во время футбольного штрафного удара, имела ироничный эффект (штрафники чаще бьют вблизи вратаря). В связи с этим, эффект внимательного управления содержанием рабочей памяти вратаря мог привести к тому, что броски стали ближе к вратарю.
Более 40 лет назад Baddeley и Hitch представили свою модель рабочей памяти, поскольку они заметили, что большинство исследований краткосрочной памяти не очень помогают в повседневной работе. Рабочая память полезна для понимания познания и функционирования человека в жизни и в спорте. Хотя рабочая память является одной из наиболее широко изучаемых тем в психологии, она не получила такого пристального внимания в области человеческого движения и спорта. Современная теория в спорте недавно подверглась критике за то, что она переоценивает автономный, автоматический характер профессиональных спортивных достижений.