Подделки произведений искусства существуют с древних времен, но с недавней стремительно растущей коммерциализацией искусства, подход к аутентификации произведений искусства требует все более изощренных схем обнаружения.
На сегодняшний день наиболее убедительным критерием в области обнаружения контрафактной продукции является научное доказательство существования материальных анахронизмов. Установление максимально ранней даты реализации картины, называемой датой окончания записи, основано на сравнении материалов, представленных в произведении искусства, с информацией об их ранней дате обнаружения или производства.
Такой подход позволяет получить только информацию об относительном возрасте и, таким образом, может не обеспечить доказательство подделки. Радиоуглеродное (14C) покрытие является привлекательной альтернативой, так как обеспечивает абсолютный возраст с определенными временными рамками для используемых материалов. Этот метод, однако, является инвазивным и в первые годы его применения требовал отбора проб в десятки граммов материала. С появлением ускорительной масс-спектрометрии (УМС) и дальнейшим развитием источников ионов газа (ГИС) стало возможным уменьшение размера образца до микрограммового содержания углерода, что открыло возможность создания на сегодняшний день отдельных слоев краски в произведениях искусства.
С момента открытия в 1940-х годах, радиоуглеродное датирование претерпело значительные изменения, позволившие существенно уменьшить количество материала, необходимого для анализа при 14C. Первоначальная потребность в образце в первые дни применения метода составляла десятки граммов материала. С появлением ускорительной масс-спектрометрии (АМС) количество углерода, необходимое для получения радиоуглеродной даты, было значительно уменьшено с нескольких граммов до 1 миллиграмм углерода .
Технические достижения в целом, и особенно в области источников ионов газа AMS, где смеси CO2 и нe газа вводятся непосредственно в GIS-AMS, позволили снизить требования к образцам микрограммов материала , установив тем самым новую веху. Благодаря прямому соединению элементарного анализатора (ЭА), преобразующего образец в CO2 при горении, образцы, содержащие всего 10 мг углерода, могут быть непосредственно проанализированы на содержание 14C .
Эти текущие разработки произвели революцию в требованиях к образцам и открыли большие перспективы для поддержки исследований и понимания материалов культурного наследия, в которых отбор образцов имеет решающее значение, а размер образцов очень часто ограничен. Настройка GIS-AMS требует минимального количества материала, делающего микроинвазивным анализ 14C и, следовательно, открывающего возможность нацеливания лакокрасочных слоев непосредственно на них. В случае с живописью отбираются образцы типичных опор из текстиля, дерева, пергамента или бумаги, поскольку они обычно являются достаточным материалом и могут служить решающим доказательством в вопросах аутентификации.
Радиоуглеродное датирование холста дает временные рамки, в течение которых был собран урожай волокнистого сырья, и обычно компенсируется фактическим завершением работ в течение нескольких лет. Нередки случаи, когда между радиоуглеродной датой и датой, указанной в произведении искусства, существует временной разрыв в 2-5 лет. Если 14C-летний возраст полотна совпадает с датой подписания, это считается потенциальным доказательством подделки.
Однако одни лишь результаты могут оказаться неубедительными, поскольку холст, возможно, был повторно использован самим художником в качестве экономической меры или умышленно фальсификатором с намерением обмануть. Известный художник Хан Ван Мигерен (1889-1947), специализировавшийся на ковке картин Вермеера, как известно, соскреб краску со старых картин для повторного использования холстов, чтобы создать иллюзию естественного старения живописной подложки.
Аналогичным образом, Вольфганг Белтракки, кузнец 21 века, также приобрел свои рамы и опоры на антикварных рынках. Таким образом, искусство обмана путем получения более старой поддержки является распространенным способом действия среди фальсификаторов, чтобы избежать анахронизма и было распространенной практикой еще до появления 14C знакомств. Поэтому для обеспечения аутентичности идентификации поддельных произведений искусства недостаточно полагаться исключительно на датировку подтверждающих материалов.
Общий подход к раскрытию подделок заключается в проведении дискретного анализа материалов. В тех случаях, когда анахронизм пигмента, наполнителя или связующего не выявлен, оценка продуктов деградации, возникающих в результате естественного старения, не является окончательной, а радиоуглеродное датирование вспомогательного материала является нерешающим, необходимо датирование связующего в живописном слое.
Идея выявления современных подделок на основе 14C датировки вяжущего была сформулирована с появлением AMS, но имела практические ограничения, так как исследование проводилось по 100 мг образцу материала - невозможного количества образцов для произведений искусства. Сегодня это возможно только благодаря технологическому прогрессу 21 века, который сделал эту технологию пригодной для использования в микрообразцах.
Приведенный пример - известная подделка, созданная Робертом Троттером. По его собственному признанию, с 1981 по 1988 год Троттер осуществил 52 продажи подделок и подделок. Одна из этих картин, подписанная Сара Хонн и датированная 5 мая 1866 г. н.э., имитирует американский примитивный стиль народного искусства и называется Деревенская сцена с лошадью и достопримечательностями и фабрикой. Картина была изъята Федеральным бюро расследований США.
Данное исследование было тщательно изучено ранее, и были выявлены многочисленные признаки подлога. Полученные результаты единодушно подтвердили, что это произведение было современной контрафактной продукцией.
Заключение.
Одним из наиболее значимых результатов данного исследования является то, что 14C датировка лакокрасочного слоя является мощной стратегией для снятия маскировки современных (после 1950 года) подделок, даже если для повышения доверия к ним использовались старые холсты, подвергшиеся вторичной переработке. Благодаря успехам в минимизации требуемого размера образца благодаря технологическому прогрессу GIS-AMS, образца краски не более 200 мг достаточно для анализа при 14C.
Соответствующие образцы, в которых нет другого источника углерода, кроме вяжущего, определяются путем тщательного пигментного анализа. Результаты этого исследования показывают, что знакомство только с полотном 14C не всегда может быть убедительным. Дополнительная датировка лакокрасочной связующей среды показывает схему или стратегию фальсификации, в которой холст был использован для передачи иллюзии подлинности, что намеренно или не исключает 14C анализ в качестве доказательства.
По сравнению с пигментным анахронизмом, когда подделки связаны с используемыми пигментами и добавками, радиоуглеродное датирование графического связующего слоя является решающим доказательством, независимо от степени сложности подделки, поскольку оно направлено на единственный материал, который точно отражает оцениваемый образ.
Таким образом, в арсенале методов, доступных для обнаружения подделок, пигментный анахронизм может предложить только конечную дату после квама, в то время как 14C знакомства могут точно указать конкретное временное окно, в котором картина была подделана. Тем не менее, следует иметь в виду, что в рассматриваемом примере, единственная сложность заключалась в добавлении лакового слоя, который можно было удалить, чтобы создать идеальный образец для 14C анализа связующего.