В отличной кинокартине «Мимино» (1977) есть малоприятная деталь, точнее — целый ряд сходных деталек, создающих довольно противный, унижающий фон. Причём, эти фрагменты подаются с определённой периодичностью. Так, почти в самом начале идёт погрузка неких голландских кур, которые важнее людей. Граждане - «могут подождать», а ценные куры - нет. Потом глав-герой по своей рации слышит сообщение, что кто-то продаёт югославские туфли такого-то размера. Лётчики на высоте это обсуждают — оно же дико важно!
Потом Валико Мизандари едет в Москву, где единственный шанс для него устроиться в номере отеля — это пойти к некоему Синицыну (его играет Владими Басов) и тот через своих людей (а точнее — через директора мебельного магазина!) пристраивает Валико в гостиницу «Россия». Причём не напрямую, как вы понимаете. Связи-связи-связи. Тот же оперный певец Синицын не может просто зайти и купить мебель. От него требуется билет на крутой спектакль. Все друг другу что-то достают.
Потом нового друга Мимино — шофёра Хачакяна выпихивают из номера, который ему дали по ошибке — вместо другого Хачакяна. А всё почему? Гостей с юга поселили в номера, предназначавшиеся для делегации эндокринологов. А следом - выкинули. И Валико возмущён ситуацией: неужели Хачакян-шофёр не достоин койко-места?! Бесконечное унижение обыкновенного человека, то бьющегося за импортные ширпотребы, то не могущего получить блага, даже заплатив.
Да, тот Хачакян не в состоянии купить своему сыну ...зелёного крокодила: «В магазине только оранжевые». Что делает Валико, попав за границу? Он бежит искать нормального крокодила природных оттенков — за границей всё есть. И даже рептилии правильных вариаций. И так чистенько, и мило. Контраст заграничной обслуги — с отечественной. Там — всё спокойно и улыбчиво, тут — с плохо скрываемой ненавистью или — с равнодушием. В СССР было много хорошего, но не система обслуживания.
Получается, что бытовая и, если брать шире, социальная жизнь в СССР — это беспрестанное хождение по мукам — не большим мукам, а мизерным, но таким постоянным, что они сливаются в единый поток. Перестройка во многом сделалась возможной только при деятельной поддержке всего населения, видевшего всё это в натуре — режиссёр Георгий Данелия ничего не выдумал, да и фильм прошёл цензуру, не допускавшую крамолы и клеветы на систему. Стало быть, не было никакой клеветы, если фильм шёл на широком экране, а не лежал «на полке».
Zina Korzina (c)
- Все изображения взяты с сайта https://www.kino-teatr.ru/ или скриншоты.