Эта книга нам повествует о учениях Дзогчен и Дзэн, но самое главное, что я хочу вам донести, эти учения очень схожи с нашей религией, нашим православием. Принцип Дзогчена самосовершенство. Самосовершенство означает проявление энергии изначального состояния самого человека, это представляет себе как сущность, природу и энергию. В православии согласно учению это Святая Троица – Бог, единый по существу и троичный в лицах, ипостасях - Отец, Сын и Святой Дух.
Через эту триаду - это Сущность, Природа и Энергия - объясняется также, каким образом в конечном счете проявляют себя "три тела", Трикайя.
В Дзене используя собственную энергию, мы достигаем так называемой "полной реализации". В православии можно сказать, что состояние святости - это практический результат самого глубокого очищения всего человеческого естества, так это тела, души и духа от всех видов страстей, залегающих на данных уровнях, с соответствующим перерождением
либо преображением личности под действием добродетели и благодати Святого Духа. В Дзене же человек доходит до святости собственными силами и практиками. Ну, скажите мне, сможет ли буддист сотворить то, что сотворил Бог? В этом же вопросе и ответ... Никакой энергии не хватит и самосовершенство не поможет!!!
Только одно расхождение всё же существует...когда мы говорим о пути самоосвобождения, то здесь нет ни понятия "отречение" - так как все есть проявление моей собственной энергии, так же нет понятия "преображение", потому что принцип здесь таков, что я попадаю в состояние чистого присутствия, в состояние созерцания. Указывая на отсутствие в буддизме учения о Боге Творце, мы приходим к выводу, что не следует полностью доверять и отдаваться Дзену как религии, ну и вообще...
Но в обоих случаях вы достигаете состояния святости, либо самоосвобождения, ничего не избегая и ни от чего не отрекаясь, как учит нас христианская религия и Господь Бог.