Масонскую коллекцию, собранную Вацлавом Петровичем Федоровичем без всяких натяжек можно уверенно назвать уникальной, и одной из крупнейших на территории СНГ. История коллекции и путь, длиной более чем в сто лет, который она преодолела, прежде чем попасть в выставочную экспозицию в минском Доме масонов, похожа на приключенческий роман.
Вацлав Петрович Федорович родился в Могилёве в 1848-ом году. В 1872-ом он окончил юридический факультет Московского университета, служил в Саратове, Царицыне и Ереване, а в 1884-ом году, получив должность присяжного поверенного, переехал в Витебск.
Будучи блестящим юристом, Федорович имел обширную практику, был человеком вполне обеспеченным, широко образованным и очень увлеченным. Увлечением его, настоящей страстью, было собирательство и коллекционирование. Круг его интересов был весьма широк. Федорович успел собрать обширные коллекции, монет, оружия, книг, и этнографических древностей, но самым интересным и самым ценным среди его собраний была коллекция масонских артефактов.
Вацлав Петрович занимался поиском занимавших его раритетов как подлинный коллекционер-исследователь. Он вел большую переписку, поддерживал отношения с множеством антикваров, работал в библиотеках и архивах, и, в конечном счете, находил действительно уникальные предметы. Федорович являлся членом-корреспондентом Общества поощрения изящных искусств в Варшаве и Краковской Академии знаний, членом Польского общества краеведения и Нумизматического общества Кракова.
В период активного формирования коллекции, в конце 19-го – начале 20-го века, масонство на территории Российской Империи было строго запрещено уже порядка 80-ти лет (указ о запрете масонства Александр Первый издал в 1822 году). К этому времени масонские предметы: элементы ритуального облачения, знаки, эмблемы, документы, рукописи – всё давно стало раритетом. Ценные артефакты можно было найти, когда молодые наследники-аристократы после смерти престарелых родственников начинали распродавать имущество, казавшееся им бесполезным и малоценным. Действительно, масонские знаки – обычно это была позолоченная бронза – с точки зрения количества драгоценного металла никакого интереса не представляли. Но их историческая ценность была огромной. Чаще всего они существовали в единственном экземпляре.
В масонскую коллекцию Федоровича вошло порядка ста пятидесяти предметов. В основном это были артефакты, относящиеся к местным ложам, действовавшим на территории бывшего Великого Княжества Литовского в конце 18-го и начале 19-го века. То есть, к моменту, когда масонский знак попадал в руки к Федоровичу, ему нередко было уже более ста лет.
Найденные ценности коллекционер обрабатывал на научном уровне: делал подробное описание, составлял каталоги, фотографировал и атрибутировал – пытался определить происхождение и принадлежность предмета. Это было самым сложным – в царствование Александра I и Николая I масонские архивы и документы российскими властями целенаправленно уничтожались.
В конце 1880-х годов Вацлав Федорович в своем доме в Витебске открыл частный музей. Широкая публика имела возможность познакомиться с коллекциями оружия и монет, но масонская коллекция была представлена только отдельными предметами, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии музея. Большая часть коллекции широкой публике не показывалась.
После смерти Федоровича в 1911-ом году его семья бережно хранила все коллекции. Но случилась революция – в 1921-ом году родственники были вынуждены передать все ценности в музей. Первоначально это было Витебское отделение Московского археологического музея. В этот бурный период шло активное создание новых и реорганизация старых музеев. Музеи меняли название, сливались, закрывались – коллекции регулярно переезжали из одного помещения в другое. Каким-то чудом основное собрание удалось сохранить, хотя во время перемещений много ценных экспонатов было утрачено.
В 1924-ом году собрание Федоровича вошло в состав Витебского отделения Белорусского государственного музея (сейчас – Витебский областной краеведческий музей), расположившегося в историческом здании ратуши в самом центре города. Масонская коллекция покинула запасники и была выставлена под вывеской «Масоны были первыми революционерами в России».
В 1930 году коллекция благоразумно из экспозиции была убрана. Это было сделано очень вовремя – в Ленинграде раскручивалось так называемое «масонское дело», в результате которого члены последней на то время в Советском Союзе масонской ложи были обвинены в контрреволюционной и шпионской деятельности (впоследствии реабилитированные). Слово «масонство» было напрочь вычеркнуто из культурной жизни страны, а масонская коллекция надолго упрятана в хранилище.
Собрания Федоровича благополучно пережили Вторую мировую войну, эвакуацию, и вернулись в Витебск. Теперь с коллекцией работают научные сотрудники, которые занимаются изучением артефактов и уточнением их происхождения. Масонская коллекция по-прежнему хранится в запасниках, но теперь уже по другой причине: самая древняя часть собрания, представляющая масонское облачение – запоны (фартуки) и кордоны (нагрудные и чересплечные ленты) – находится в плохом состоянии. Ткань частично истлела и плохо переносит свет. Есть еще одна проблема, от которой страдают практически все музеи мира: для экспонатов тривиально не хватает места.
В настоящий момент в постоянной музейной экспозиции масонскую коллекцию представляет лишь один небольшой стенд. Полностью же коллекцию Витебскому краеведческому музею удалось показать лишь несколько раз на временных выставках. В Минске собрание Федоровича не было ни разу. Наконец, это произошло – впервые, 14 ноября 2019 года, благодаря совместным усилиям Национального исторического музея Республики Беларусь и Витебского областного краеведческого музея и при финансовой поддержке Общественной организации «Ветвь акации», которая своей целью ставит возрождение культурных традиций Великого Княжества Литовского, в Музее истории театральной и музыкальной культуры представлена «Масонская коллекция из собрания Вацлава Федоровича».
Фото сайта oginski.by с разрешения Витебского областного краеведческого музея.