Найти тему
Три учиться

О чем врет Стас Намин. "Цветы", которые никто не запрещал.

«Эту группу запрещали», - говорят нам по телевизору. Об этом в своих интервью постоянно рассказывает «основатель» группы. Об этом упоминают в разных статьях и это попало в википедию - «приказом Министерства культуры СССР была расформирована, ее название было запрещено».

ВИА «Цветы». Тот самый вокально-инструментальный ансамбль, который связывают с именем Стаса Намина. Или он сам связал свое имя с ВИА и рассказывает всем истории о «тяжелой жизни» того, кто нес «рок-музыку в массы» в темные Советские времена. Может пора узнать детали, которые немного приподнимут завесу тайны?

Для начала вспомним, что Стас Намин (Анастас Микоян) прямой потомок советского и партийного деятеля Анастаса Микояна. То есть его внук. И сын генерала авиации Алексея Микояна. А еще пасынок Василия Кухарского, но об этом человеке расскажем позже, так как фигура ключевая.

Стас Намин в пожилом возрасте
Стас Намин в пожилом возрасте

Итак, перед нами мальчик-мажор, который с детства привык ездить в «Чайке», что была закреплена за дедом, и вообще ни в чем себе не отказывать. Именно такие обычно и шли в «проповедники рок-музыки», так как в отличии от простых граждан имели доступ к «божественным дарам» Запада.

В суворовском училище, где Намину довелось учиться («Мы гордились своей красивой черно-красной формой и называли себя не суворовцами, а кадетами»), существовало пара музыкальных коллективов, которые играли что-то похожее на рок, точнее переигрывали «The Beatles» и подобный «The Rolling Stones». Юный мажор примкнул к одной из групп, что дало ему в последствии право считать себя музыкантом. Потом, по рассказам самого «таланта», он создает одну группу за другой, пока в итоге, в 1969 году не появился ВИА «Цветы». Хотя, если быть точными, те самые «Цветы», о которых идет речь, появились не раньше 1970 года, притом в составе из внука известного партийного деятеля (и пасынка кого надо, о чем ниже), сына работника Московского горкома партии и сына известного композитора, члена Союза Композиторов СССР.

Анастас Микоян. Не суворовец, но кадет.
Анастас Микоян. Не суворовец, но кадет.

О начале карьеры «Цветов» ходит много легенд. Притом эти легенды иногда опровергают друг друга. Просто даже если сравнить статьи в разных изданиях, разные интервью и разную информацию из википедии, то выходит очень пестрая картинка.

То «Цветы» получают возможность записать свою первую пластинку после победы на молодежном конкурсе Ленинского района Москвы в 1971 году, то за лауреатство на Московском фестивале студенческой эстрадной песни 1972 года (или опять же 1971 года). Иногда сообщают, что тогда, кроме «Цветов», еще два студенческих коллектива получили такую возможность – трио «Линник» и вокально-инструментальный квартет «Лингва». И вот этот момент наиболее интересный.

Дело в том, что трио «Линник» был коллектив не абы какой, а достаточно крепкий, в отличии от полностью самодеятельных «Цветов». Появившись в том же 1970 году «Линник», к записи своей первой пластинки в 1972 году, уже был неоднократным участником студенческих музыкальных и песенных фестивалей, в том числе и двух Московских фестивалей студенческой эстрадной песни, и их лауреатом, их песни звучали по радио, а их выступления были не только на московских студенческих сценах, но и в других городах СССР.

-3

У квартета «Лингва» (образован в 1972 году), который записался для пластинки в 1973 году, за плечами были выступления на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, концерты в Венгрии и в городах Советского Союза. Плюс награды от ЦК ВЛКСМ.

Сравним с ВИА «Цветы», который дальше студенческих площадок Москвы не уходил?

Как и почему ничем еще себя не зарекомендовавший самодеятельный студенческий коллектив вдруг оказался в планах Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» - история покрытая мраком. Но вот так «вдруг вышло». И понятно, что «Лингву» и «Линник» упоминают лишь для наведения тени на плетень.

Здесь можно вспомнить интересное свидетельство композитора и музыканта Владимира Семенова (автор музыки песни «Звездочка моя ясная»): «…я познакомился с Сергеем Дьячковым (автор музыки песни «Не надо»). А на него вышел Стас Намин, тогда он был еще Стас Микоян... У них там с Лосевым ансамбль был. Это была полная самодеятельность. Рок - по барабанам, по мозгам. Но дело не в этом, а в нем. Ему очень хотелось выпустить пластинку. И Сережа Дьячков мне говорит: "Давай!" Тогда же невозможно было выпустить. Ну, очень сложно было. А Стас говорит: "Я сделаю все!". Как познакомились мы со Стасом, он нам нарисовал свой план. Сказал: "Вы делайте любые новации, я все пробью". А чего не пробить? Внук Микояна! Отчим (с отцом они не жили) - Кухарский - первый зам.министра культуры Фурцевой. Ну, и мы с Сережей загорелись…».

Семенову вторит Сергей Дьячков. Однажды на реплику «Я слышал, что эту пластинку им разрешили выпустить как победителям какого-то любительского конкурса ансамблей» Сергей Константинович довольно резко отрезал: «Ложь и обман. Это все сделал Стас» (Валерий Колпаков «Сергей Дьячков - первый хитмейкер Союза эпохи ВИА», интервью 2005 года)

Первый миньон ВИА "Цветы"
Первый миньон ВИА "Цветы"

Как-то другой поворот выходит. Не правда ли? Кстати, вот мы и дошли до отчима Стаса Намина.

Кухарский Василий Феодосьевич, заместитель министра культуры СССР с 1967 года. И никаких фестивалей не надо и выступлений в городах Советского Союза тоже. Конечно лишним будет думать, что отчим порадел лично для «раскрутки» ВИА «Цветы». Василий Федосьевич очень скептически относился к новомодной музыке, т.к. был человеком академической культуры. Но не зря те, кто знал Стаса Намина в начале 1970-х годов, называют его в первую очередь «дельцом», а потом уже музыкантом. Умение использовать родственные связи без ведома родственников у него было врожденным. Ну и плюс папой одного из членов коллектива был композитор Юрий Саульский, тоже не последний человек в музыкальных и околомузыкальных кругах.

Так «самородки» оказались на грампластинке. И не просто с песнями двух малоизвестных тогда композиторов Семенова и Дьячкова, а с новой композицией известнейшего Оскара Фельцмана, что автоматом открывало двери ВИА «Цветы» минимум в радиоэфир.

Сейчас Стас Намин сетует, что ни копейки он не получил за ту самую первую пластинку. Хотя и тут он кривит душой – деньги ВИА «Цветы» были выплачены в соответствии с положенными для музыкантов ставками. Сами же музыканты ни копейки не потратились на запись. По сути это была реклама «Цветов» за которую им еще и заплатили.

Пластинка вышла в 1973 году. В 1974 году ВИА «Цветы» попадает в штат Московской областной филармонии. Обратим внимание, что к началу филармонической деятельности данный самодеятельный музыкальный коллектив не имел ни достаточно наработанного репертуара, ни солидного опыта работы на сцене. Про нормальное музыкальное образование даже и речи не идет. Поэтому началось то, что и следовало ожидать.

Одно дело «лабать» музыку раз в месяц для горстки своих малочисленных поклонников, но вот другое дело работать на музыкальном поприще профессионально, когда гастроли, когда выступления 3-4 раза в неделю по 2-3 раза за день. С таким могут справиться лишь те, кто готов и у кого есть профессиональный, толковый руководитель. У ВИА «Цветы» руководителем себя назначил Стас Намин, человек, который не имел нужного опыта в этом деле.

Наспех набрав репертуар на 2 (два!) отделения неопытный ВИА «Цветы» помчался покорять просторы Советского Союза. Жадность, кстати, неимоверная. Два отделения – это сольный концерт. За один такой сольный концерт каждый член группы мог получить от 15 до 20 рублей, а руководитель и все 40 рублей. Стас Намин подписывал «Цветы» на два, а то и на три концерта в день, что для неопытного коллектива было не просто тяжело, но и катастрофично. И катастрофа не заставила себя долго ждать.

В феврале 1975 года ВИА «Цветы» дает 25 (двадцать пять!) сольных выступлений в Воронеже. С 7 по 15 февраля группа играла в день по четыре концерта. Сейчас Стас Намин во всем обвиняет Московскую областную филармонию, дескать они из нас все соки выжимали, и, кстати, делая годы спустя хорошую мину при плохой игре, заявляет, что де из-за этого он лично взбунтовался и поэтому ВИА «Цветы» стал запрещенным. Мы можем поверить тому, кто на этих гастролях заработал 1000 рублей как руководитель ансамбля?

ВИА "Цветы" времен "чеса"
ВИА "Цветы" времен "чеса"

16 февраля в воронежской газете «Коммуна» публикуется заметка корреспондента Г.Синегорского ««Цветы», которые не радуют». В ней, в частности, говорилось:

«В перерывах они с жад­ностью жуют бутерброды, пьют лимонад. Торопятся. И все же опаздывают. Начи­нают концерты, как правило, на 15-20 минут позднее по­ложенного часа…

Аккомпанемент рояля, ор­гана, гитар, ударных инстру­ментов. многократно усилен­ный звуковой аппаратурой, оглушает слушателя с пер­вых минут. В этой какофонии едва слышится хрип­ловатый голос:

— Не надо, не надо, не на­до...

Действительно, не надо. Не надо так беззастенчиво глу­шить слушателя музыкаль­ными взрывами, не надо со­листу петь, если его голос не доставляет ни удовольствия, ни радости тем, к кому он обращен.

Второе отделение «Цветы» начинают исполнением пе­сен, посвященных дням граж­данской и Великой Отечественной войн. Их всего три… И сра­зу же после этих песен, без какой-либо паузы, следуют «Современные ритмы».

У музыкантов, со­листов, у женского вокального трио отсутствуют художе­ственный вкус, необходимая культура исполнения…»

Скандал с воронежской халтурой «Цветов» мог бы и замяться, тем более художественный руководитель Московской областной филармонии оперативно отреагировал на критическую заметку из Воронежа и дал свой комментарий газете «Коммунар», где пообещал исправить недостатки, вину за которые взял в том числе и на себя. Но дело пошло дальше. Тем более не только «Цветы» занимались таким «чесом», но и другие ВИА. Но те, другие, ансамбли на этом, как говорится, собаку съели, да и руководили им не вчерашние студенты, как Стас Намин, а опытные, умеющие правильно составить программу и распланировать выступления люди, которые знали пределы возможностей своего коллектива и редко выходили за рамки трех концертов в день. Хотя, говорят, Юрий Маликов мог иногда организовывать для ВИА «Самоцветы» до семи концертов в день, но это только говорят.

В общем, к делу подключилась газета «Советская культура», авторитетнейшая газета того времени в своей области. В №26 от 28 марта 1975 года выходит статья «Сколько могут петь сердца?», где шла речь о «рекордах» ВИА по числу выступлений в день. Коллектив Стаса Намина оказался впереди всех.

Газета "Советская культура"
Газета "Советская культура"

«А получив известия из Воронежа о «достижении» ансамбля Московской областной филармонии «Цветы»… Мы просто с изумлением развели руками: в вокальном экстазе этот ансамбль установил фантастический «рекорд» - более недели он ежедневно давал по четыре (!) концерта в день…»

Объясняться по этому поводу пришлось… отчиму Стаса Намина, заместителю министра культуры СССР В.Кухарскому. В «Советской культуре» №34 от 25 апреля 1975 года в рубрике «После выступлений в газете» говорилось, что замминстра «сообщил газете, что в связи с этим выступлением газеты издан приказ по Министерству культуры СССР». Далее шел краткий пересказ приказа, где попало филармониям Донецка и Воронежа, а также руководителям ансамблей «Поющие сердца» и «Цветы». Но это было не все. Был отдельный дополнительный пункт, который касался конкретно «детища» Стаса Намина.

«В связи с поступившими из разных городов жалобами на качество выступлений вокально-инструментального ансамбля «Цветы» обязать дирекцию Московской областной филармонии снять коллектив с графика выступлений сроком на три месяца для подготовки новой программы. Концертную работу ансамбля возобновить только после просмотра и одобрения программы Министерством культуры РСФСР»

Жалобы, как мы видим, были не только из Воронежа, а из разных городов. Воронеж стал последней каплей…

Из газеты "Советская культура"
Из газеты "Советская культура"

Что же было дальше?

Об этом рассказал музыкант Геннадий Пузырев, который весной 1975 года пришел в «Цветы» из «Веселых ребят»: «Буйнов сказал тогда, что надо уходить в «Цветы» к Стасику. Там молодые ребята работают, а со Слободкиным типа нам не по пути. Там можно длинные волосы. Это было для нас самое главное — длинные волосы. Ушли мы в «Цветы» с Буйновым, а там работы не было никакой. Только одни репетиции и разговоры. Где-то до ноября я считал, что работаю в «Цветах»»

Работы никакой. Стас Намин ничего не делает, а потом, где-то в середине лета вообще покидает коллектив. Руководителем ВИА «Цветы» становится Владимир Семенов. Именно он занимается новой программой группы. Но из-за того, что времени до ее просмотра оставалось мало, то было решено просто укоротить старую. Тем более после приказа Министерства культуры СССР «Цветы» потеряли право играть два отделения сразу (сольное выступление), а могли работать только в одном из отделений концерта.

Но именно это время Стас Намин обозначает, как время, когда «группу «Цветы» запретили». То есть свой нервный уход из коллектива он выдает за запрет со стороны властей. Например, вот так это все подается: «в том же 1975 году, Министерство культуры запретило группу и даже само название как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи»».

Как мы уже знаем, ни про каких хиппи речи не шло. И в 1975 году ВИА «Цветы» существовал, но без Стаса Намина. Без Стаса Намина «Цветы» в сентябре 1975 года отправились в новые гастроли...

Афиша ВИА "Цветы", сентябрь 1975 года. Город Уфа. Состав: Владимир Семенов, Сергей Дьячков, Юрий Фокин, Александр Лосев, Владимир Сахаров.
Афиша ВИА "Цветы", сентябрь 1975 года. Город Уфа. Состав: Владимир Семенов, Сергей Дьячков, Юрий Фокин, Александр Лосев, Владимир Сахаров.

Впрочем, дальнейшая судьба «Цветов» все-таки вышла жалкой. И не в силу того, что якобы ее «двигатель» Намин ушел, а в силу изначальной мертворожденности группы. С Наминым было бы тоже самое.

3 сентября 1976 года в « Советской культуре » №71 в рубрике « Читатель просит вмешаться, разобраться, принять меры» появляется заметка, где упоминается выступление «Цветов» в Коломне.

«И каково же было разочарование, когда артисты ансамбля «Цветы» вышли на сцену и начали «изображать» пение под фонограмму! Публика освистала их выступление, и настроение вконец было испорчено. Не знаем, чем руководствовались солисты, исполнив пять песен под фонограмму? Кому нужна эта халтура? И допустима ли она вообще?»

Из газеты "Советская культура"
Из газеты "Советская культура"

Стоит отметить, что из ВИА к тому времени ушел сначала Сергей Дьячков, а потом и Владимир Семенов. Как они признавались позже, «Цветы» было не лучшим местом для работы с самого начала. Ценным там были только связи Стаса Намина, но, как показала история весны 1975 года, даже связи не всегда помогали этому «дельцу».

В итоге Московская областная филармония приняла решение расформировать ВИА «Цветы» как из-за растущего недовольства публики, так и из-за того, что коллектив начал самораспадаться. Ну и в свете постановления Совмина РСФСР от 26 июля 1976 года, где ставилась цель повысить профессионализм ВИА и прекратить халтуру. Хотя точную дату ликвидации коллектива сейчас установить трудно, но было это, скорее всего, не позже 1977 года

Бесславный конец группы-однодневки. Но на этом бесславном конце «делец» Стас Намин все пытается создать из себя борца за «рок-н-ролл» из года в год повторяя свою бесстыдную ложь о том, как запретили ансамбль «Цветы».

Ну и как послесловие. Несмотря на то, что ВИА «Цветы» прекратил свое существование примерно в 1977 году Стас Намин, собрав уже в августе 1975 года новый коллектив, который мы знаем, как группу Стаса Намина, без всяких проблем использовал название «Цветы».

Группа Стаса Намина, 1975 год. Михаил Соколов, Алексей Белов, Александр Микоян, Стас Намин, Владимир Матецкий
Группа Стаса Намина, 1975 год. Михаил Соколов, Алексей Белов, Александр Микоян, Стас Намин, Владимир Матецкий

Так, например, в 1978 году в Болгарии вышла пластинка, где можно найти ВИГ «Цветы» с песней «Старый рояль». Песня эта была записана в 1976 году уже группой Стаса Намина. На концертах 1977-79 годов на афишах не редко указывалось «Группа Стаса Намина. Цветы». Притом афиши делались с ведома Московской областной филармонии. Ну и как кульминация совмещения двух названий – выход в 1982 году пластинки «Группа Стаса Намина «Цветы»».

Болгарская пластинка 1978 года и Советская пластинка 1982 года
Болгарская пластинка 1978 года и Советская пластинка 1982 года

Что интересно, мифотворчество о Стасе Намине и «Цветах» началось еще в начале 1980-х. Так в газете «Комсомольская правда» в 1981 году вышла статья «Второе дыхание» о группе Стаса Намина абсолютно рекламного содержания. Именно там, можно сказать, впервые, вдруг всплывает какой-то «первый смотр-конкурс вокально-инструментальных ансамблей» по результатам которого, якобы, и была выпущена первая пластинка «Цветов». Позже, к концу 1980-х, смотр вдруг превратился в «Московский студенческий рок-фестиваль» («Певцы советской эстрады. Выпуск третий», где воспроизводится беседа с Наминым начала 1980-х). Из статьи в «Комсомолке» можно так же узнать краткий, еще не сильно приукрашенный, путь ВИА:

««Цветам» досталась сложная творческая судьба. Имея большую популярность, они не имели ни аппаратуры, ни своей базы. Пробовали вы­ступать в студенческих клубах на самодеятельных усилителях, но те хрипели, взрывались, го­рели. Вокалисты срывали голо­са... Да и плюс ко всему не все тогда понимали и при­нимали новое направление отечественной эстрадной му­зыке. Ребята решили остано­виться, оглянуться, переосмыс­лить прожитое…

После трехлетнего перерыва, на му­зыкальном небосклоне появи­лась новая группа — группа Стаса Намина. От бывших «Цве­тов» ее отличала более сочная музыкальная палитра, более точный подбор репертуара, присущий жанру, которому они отдали когда-то предпочтение, появились оригинальные и са­мобытные вокальные и инстру­ментальные аранжировки... По крупицам собирали аппарату­ру. Цель ясна — стать профес­сионалами. И они добились сво­его. Их зачислили в «Армконцерт»

После трехлетнего перерыва? О каком перерыве шла речь, не очень понятно, т.к. в 1977 году на все той же фирме «Мелодия» выходит гибкая пластинка «Песни на стихи Владимира Харитонова», где русским языком указано «Вокально-инструментальный ансамбль. Руководитель Стас Намин», а чуть позже еще одна пластинка, где крупным шрифтом указано «Вокально-инструментальная группа. Руководитель Стас Намин». И двух лет не прошло, а Намин уже пролез обратно на большую эстраду.

Первые пластинки группы Стаса Намина. 1977 год.
Первые пластинки группы Стаса Намина. 1977 год.

Хотя есть еще одна версия, и опять от Намина, – у группы был вообще четырехлетний перерыв, а от названия «Цветы» он отказался сознательно, т.к. «с названием «Цветы» было смешно приходить на радио и телевидение» («Певцы советской эстрады. Выпуск третий»).

Вот такая выходит история группы, которую никто не запрещал.

Для закрепления картины краткая хронология:

1970 год. Образовался ВИА «Цветы»

1972 год. ВИА «Цветы» записывает три песни для ВФГ «Мелодия»

1973 год. Выход миньона ВИА «Цветы»

1974 год. ВИА «Цветы» зачислен в штат Московской областной филармонии

1975 год. Из ВИА «Цветы» уходит Стас Намин. Создается вокально-инструментальный ансамбль под руководством Стаса Намина.

1976 год. ВИА «Цветы» гастролирует по стране. Группа Стаса Намина во второй студии Дома звукозаписи записывает песни «Старый рояль», «Вечером», «Рано прощаться», которые в 1977 году вышли на пластинках.

1977 год. Последний год существования ВИА «Цветы». Начало активной гастрольной деятельности группы Стаса Намина с периодическим обозначением себя как «Цветы».

1981 год. Группа Стаса Намина окончательно присваивает себе название «Цветы».

Источники:

Сайт Валерия Колпакова http://via-era.narod.ru/

Газета «Советская культура»

Сборник «Певцы советской эстрады. Выпуск третий» (1991 год)